Минпромторг хочет передать ОАЭ технологию изготовления крыла МС-21

Россия заинтересована в том, чтобы наладить производство композитных изделий методом вакуумной инфузии в Объединённых Арабских Эмиратах и позже разместить в этой стране заказ на изготовление композитных комплектующих. Об этом рассказал в кулуарах проходящей в Абу-Даби выставки вооружений IDEX-2021 министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

"Мы же перешли на собственное сырье для производства композитных деталей. И готовы с коллегами. Мы в том числе затрагивали эту тему передачи технологий и рассматриваем как дополнительных поставщиков. С учетом расширения и наращивания объемов производства нам нужно будет либо самим расширять мощности, либо партнёров привлекать", - приводит ТАСС слова министра.

 

В 2019 году российская делегация посещала предприятия в ОАЭ, которые производят композиты, и осталась удовлетворена их качеством, сказал министр. Мантуров уточнил, что Россия использует безавтоклавный инфузионный метод производства, а ОАЭ – классический препреговый.

Министр пояснил, что Россия заинтересована в том, чтобы наладить производство композитов по инфузионной технологии в ОАЭ и позже разместить в этой стране заказ на производство. "Это облегчит задачу по масштабированию собственного производства", - отметил он.

Изготовление композитных деталей в авиапромышленности производится методом автоклавного формования - получение многослойных изделий из препрегов - композиционных полуфабрикатов, получаемых предварительной пропиткой углеволокна полимерной смолой. Одним из существенных недостатков этой технологии является высокая стоимость получаемых деталей, которая во многом определяется длительностью процесса их формования, ограниченным сроком хранения препрегов и высокой стоимостью технологического оборудования.

Метод вакуумной инфузии применяется в Ульяновске на заводе "Аэрокомпозит" для изготовления композитных деталей крыла и центроплана самолёта МС-21. Особенность метода заключается в предварительной автоматизированной выкладке на оснастке сухого углеволокна и его последующей пропитки смолой в вакуумной камере. Сложность в том, чтобы в процессе выкладки слои сухого углеволокна не смещались между собой, иначе готовое изделие уйдёт в брак. Вакуумная инфузия позволяет изготавливать крупногабаритные силовые конструкции – лонжероны и панели крыла, одна консоль которого у МС-21 достигает длины 18 метров. Такая технология ранее никогда в мировом авиастроении не применялась.

МС-21 — лайнер с «чёрным» крылом

В 2019 году главный конструктор лайнера CR929 с российской стороны Максим Литвинов рассказал в интервью журналу "Взлёт" о возможности развернуть новые производственные мощности для изготовления крыла ШФДМС на Дальнем Востоке - ближе к месту окончательной сборки лайнера в Шанхае.


"Крыло - очень большое, в грузовой кабине Ан-124 оно практически не помещается, и доставку самолётом мы, скорее всего, осуществлять не сможем. Разработка российского аналога «Белуги», с учётом огромных затрат и ограниченного спроса, представляется маловероятным. Поэтому в настоящее время рассматриваются варианты: либо доставка отдельными компонентами на сборку в Шанхай (лично я такой вариант не поддерживаю), либо постройка нового завода поближе к воде и доставка готовых крыльев морем. Так, у нас уже есть предложение по организации производства в районе Владивостока, поскольку это относительно незамерзающий порт, и он находится ближе к месту окончательной сборки самолёта. Но это весьма серьёзные капиталовложения, поэтому эти вопросы сейчас внимательно изучаются", - сказал Максим Литвинов.

Трудно назвать государственным решением передачу высокотехнологичного производства в страну, которая не является нашим союзником, не входит ни в ЕАЭС, ни в СНГ, а всего лишь видится ситуативным партнёром. Насколько выгодно России покупать готовые композитные изделия за границей? Даже если они произведены по российской технологии - это всё равно будет импорт. С учётом усложняющейся логистики, доставка комплектующих на ИАЗ (или в Шанхай в будущем) из Эмиратов может привести к увеличению стоимости авиационной техники на внутреннем рынке.

Если Денис Мантуров ведёт такие переговоры просто ради проформы, чтобы хоть о чём-то поговорить с эмиратскими "партнёрами" и удовлетворить их амбиции, то не стоило ехать в Абу-Даби и тратить бюджетные деньги. Но, если передача технологии изготовления силовых элементов конструкции "чёрного крыла" рассматривается серьёзно, то это антигосударственное решение, которое в перспективе может нанести вред как отечественной авиаотрасли, так и России в целом.



Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (9 оценок, среднее: 2,00 из 5)
Загрузка...