Лёгкий многоцелевой 19-местный турбовинтовой самолёт ЛМС-192 «Освей» разрабатывается в рамках Комплексной межведомственной программы сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в области авиастроения с целью обеспечения безопасности и достижения технологического суверенитета России и Белоруссии. Работу над проектом совместно ведут АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА, Екатеринбург) и ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» (Барановичи).
Соглашение также предусматривает, что УЗГА станет разработчиком, производителем и держателем сертификата типа на самолёт, а 558-й Авиаремонтный завод – производителем и держателем лицензии на серийное производство изделий и их модификаций с правом внесения изменений.
В мае 2024 года по проекту самолёта произошло несколько знаковых событий. Во-первых, самолёт был включён в скорректированную
22 мая 2024 года в ходе поездки в Татарстан заместитель премьер-министра Республики Беларусь Пётр Пархомчик заявил, что первый опытный самолёт «Освей» появится в 2026 году. 24 мая его слова подтвердил первый вице-премьер правительства России Денис Мантуров. «Мы рассчитываем, что в конце 2026 – начале 2027 года должен появиться уже опытный образец и должны начаться испытания 19-местной машины», – сказал он журналистам.
Второе событие – стало известно, как будет выглядеть совместная самолёт«Освей»: на сайте 558-го Авиаремзавода был открыт
Основной задачей, поставленной перед конструкторами, является создание самолёта, сочетающего высокую производительность и экономичность при перевозке пассажиров и грузов на малые и средние расстояния. Машина должна быть исключительно надёжной и безопасной в эксплуатации, в том числе при перевозках пассажиров в экстремальных климатических условиях.
Двигатель ВК-800СМ становится ключевым для турбовинтовых региональных самолётов
«Освей» представляет собой подкосный высокоплан с однокилевым вертикальным и нормальным горизонтальным оперением. Силовая установка включает два турбовинтовых двигателя типа ВК-800СМ, работу над которыми ведёт УЗГА, воздушные винты шестилопастные. Бортовое оборудование самолёта разрабатывается российским концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) на основе более ранних своих проектов.
Шасси – неубирающееся. Несмотря на то, что выпущенные стойки шасси негативно сказываются на аэродинамических характеристиках самолёта, такой выбор обоснован с точки зрения безопасности: в период распутицы на неподготовленном аэродроме комья грязи могут помешать убрать шасси, что может привести к ситуации, когда при посадке их невозможно будет выпустить. Кроме того, такая конструкция снижает стоимость и массу самолёта.
Двигатель ВК-800СМ выполнен по традиционной для двигателей такой размерности схеме: компрессор с одной высоконагруженной высокоэффективной центробежной ступенью и одноступенчатой турбиной. Свободная турбина выполнена двухступенчатой. Отличительной особенностью является применение в конструкции камеры сгорания плёночного охлаждения, сокращающего расход охлаждающего воздуха и заметно повышающего КПД двигателя. Улучшению ресурсных характеристик двигателя будет способствовать применение современных технологий литья турбинных лопаток с применением жаропрочных сплавов. Самое пристальное внимание уделяется надёжности двигателя, учитывая, что он также применяется в составе силовой установки одномоторного ЛМС-901 «Байкал».
ЛМС-192 «Освей» сможет использоваться для десантирования, выброса парашютистов, санитарных служб, МЧС и грузоперевозок. Предусмотрена возможность быстрой, в пределах одного часа, трансформации салона и установки поплавкового шасси для посадки на воду.
Название самолёта «Освей» происходит от наименования одного из озёр Белоруссии – Освейское озеро или Освея, относящегося к бассейну Западной Двины. Озеро находится в Витебской области неподалеку от границ Белоруссии с Псковской областью России и Латвией. Такой подход к наименованию самолётов малой авиации продолжает традицию давать имена по названиям крупных озёр, примером служат «Байкал» (ЛМС-901) и «Ладога» (ТВРС-44).
По словам главного инженера 558-го АРЗ Андрея Тучина, стоимость самолёта будет конкурентоспособной. «Все, кто создаёт новую технику, неважно, самолёт или автомобиль, должны ориентироваться на рынок. Есть самолёты-аналоги. Сложился определенный уровень цен на рынке: от $5,5 млн до $8 млн (~ от 494 млн до 718 млн руб – прим. "Авиация России"). Ориентировочная цена самолёта L-410 была в районе шести с небольшим миллионов долларов. Задача ставится не привязаться к конкретной цене, а получить конкурентоспособный продукт», –
Проект ЛМС-192 «Освей» является наглядным подтверждением тесного и активного сотрудничества России и Белоруссии в области авиастроения, к чему неоднократно призывали и Владимир Путин, и Александр Лукашенко. Совместная работа направлена на создание современных высококачественных и надёжных воздушных судов для удовлетворения потребностей в региональной авиации.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»