Сегодня в классе однодвигательных истребителей пятого поколения в мире есть только одна машина – F-35 Lightning II, но этот истребитель предлагается исключительно «избранным» – членам Северо-Атлантического альянса и союзникам Соединённых Штатов Америки. При этом самолёт очень дорогой и не всегда отвечает требованиям, которые выдвигаются военными в разных странах ни по лётным характеристикам, ни по вооружению, ни по надёжности.
Так, например, Швейцарии
Лёгкий тактический истребитель (ЛТС) Checkmate (Су-75) укороченного взлёта и посадки разработан в ОКБ «Сухой». По мнению издания Ассоциации воздушных сил США Air Force Magazine, истребитель
ЛТС представляет собой универсальную адаптивную платформу с открытой архитектурой. Он может быть изготовлен в нескольких вариантах комплектации в соответствии с пожеланиями заказчика, что даёт возможность персонификации состава боевой машины под свои требования и задачи. Такая персонификация является важным конкурентным преимуществом. Истребитель Checkmate – это многофункциональная машина, которая может одинаково успешно работать как по воздушным, так и по наземных и морским целям или выполнять задачи воздушной разведки.
Сравнивая ЛТС с истребителем F-35 в ходе презентации машины на авиасалоне МАКС-2021, заместитель главного конструктора Checkmate Алексей Булатов заявил, что это принципиально новая разработка, принципиально другой самолёт – это большая скорость, большая дальность, большая боевая нагрузка. В этом самолёте лучше реализована малая радиолокационная заметность. Концепция самолёта – модульность, когда заказчик, используя бортовое оборудование как российское, так и зарубежное, может сконфигурировать самолёт под свои задачи. Машина представляет собой то видение ОКБ Сухого, каким должен быть полноценный сверхзвуковой истребитель пятого поколения в лёгком классе – летать далеко, быстро и с большим количеством вооружения, в том числе, внутрифюзеляжного.
«Я бы не сказал, что здесь корректно сравнение с каким-либо самолётом. Я бы сказал, что он уникален. У него уникальная аэродинамическая схема и уникальны решения. Я вам ответственно скажу, что каждое решение, представленное на этом самолёте, оно привело к определённому росту характеристик», – отметил Алексей Булатов.
Спрос международного рынка боевой авиации на российский истребитель Checkmate оценивается в 300 машин. Как рассказал в ходе презентации глава ОАК Юрий Слюсарь, корпорация совместно с Рособоронэкспортом провела исследования рынка, чтобы определить теоретический портфель заказов на истребители этого класса. Число 300 машин является индикатором, который был рассчитан по регионам и странам, по функционалу, по требованиям, по располагаемому бюджету, по темпам отхода парка. «С заказчиками мы работу не вели, но рынок глубоко исследовали», – подчеркнул Юрий Слюсарь.
Сейчас на самолёте установлен проверенный временем и надёжный двигатель в классе тяги 14,5 - 16 тонн, конкретная модель не сообщается, но как сказал Алексей Булатов, это двигатель из задела ОДК, который хорошо вписывается в однодвигательную компоновку. Разработчики Checkmate не скрывают, что в нём был использован задел знаний и компетенций, полученный при создании истребителя Су-57, который сейчас оснащается двигателем с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1 (изделие 117).
ОДК продолжает работу над новым двигателем для оперативно-тактической авиации – это «изделие 30» – двигатель второго этапа для Су-57. Checkmate, как платформа может быть использован в том числе и для установки двигателя нового поколения. «Доработка, которая понадобится в этой связи, не критична, а сопло уже носит переходный характер», – сказал Юрий Слюсарь.
Таким образом, можно предположить, что в небо ЛТС поднимет двигатель АЛ-41Ф1, который затем будет заменён на новый – «изделие 30». На презентации самолёта не говорилось о том, в какой комплектации силовой установки самолёт будет предлагаться потенциальным заказчикам, но учитывая его адаптивность, при необходимости клиенты смогут сами выбрать двигатель на этапе согласований и подписания контракта.
Самолёт заявляется с укороченным взлётом и посадкой. По словам Алексея Булатова, высокая тяговооружённость истребителя (больше единицы), несущие свойства крыла, подобранные таким образом, что оно обеспечивает высокую подъёмную силу, отклоняемый вектор тяги двигателя обеспечивают истребителю дистанцию на взлёте и пробеге после посадки 400-500 метров. Эти характеристики уже подтверждены и отработаны в компании «Сухой».
При этом цена российского истребителя, по
Слюсарь заявил, что программа финансируется за счёт средств ОАК и государственной поддержки в ней нет. Тем временем идут переговоры с различными потенциальными покупателями, в том числе о том, что одной из будущих модификаций истребителя является версия морского базирования.
Новый самолёт оснащён эргономичной кабиной, снабжённой современным радиоэлектронным оборудованием с элементами искусственного интеллекта. Как отметил первый заместитель управляющего директора — директора ОКБ Сухого, главный конструктор ЛТС Михаил Стрелец в эксклюзивном
ЛТС Checkmate оборудован искусственным интеллектом, выполняющим роль «второго пилота». Он будет самостоятельно проводить диагностику всех систем самолёта и помогать лётчику в стремительно меняющейся боевой обстановке. Пилот концентрируется на выдаче указаний, все операции машина выполняет автоматически. Кабина истребителя укомплектована панорамными сенсорными экранами, которые отражают состояние всех систем, а также предоставляют исчерпывающую информацию о маршруте, целях и угрозах.
На самолёте устанавливается комплекс бортового оборудования пятого поколения. Это современная платформа, в состав которой входят широкодиапазонные системы всеракурсного обзора, мгновенно предупреждающие лётчика об угрозах. Комплекс позволяет обмениваться информацией с другими боевыми единицами. КБО обладает высокими характеристиками помехозащищённости. Самолёт оборудован интегрированным комплексом радиоэлектронного противодействия и обороны, который не позволит противнику обнаружить себя и применить вооружение.
Малая радиолокационная заметность, продвинутый широкодиапазонный комплекс пассивного обнаружения позволяют самолёту контролировать оперативно-тактическую обстановку и незаметно выходить на дистанцию гарантированного поражения цели. Бортовое радиоэлектронное оборудование в минимальной конфигурации со встроенным радаром с АФАР позволяет одновременно атаковать шесть и отслеживать до 30 воздушных целей или сопровождать две наземные или морские цели одновременно в условиях сильных электронных помех.
Самолёт сконструирован таким образом, чтобы максимально упростить доступ персонала к системам без специального аэродромного оборудования. Истребитель оснащён встроенной вспомогательной силовой установкой. Благодаря искусственному интеллекту кабины предполётный контроль не требует присутствия человека. Эти решения позволят подготовить истребитель к старту в короткий срок даже при отсутствии специальных средств, что, в свою очередь, скажется на боевой живучести всего парка.
Для истребителя создана новая автоматизированная система логистической поддержки «Матрёшка». С помощью современных методов предиктивной аналитики система позволит отслеживать техническое состояние самолёта в режиме реального времени на протяжении всего жизненного цикла. Это даст возможность спланировать профилактические и ремонтные работы, значительно снизить стоимость и повысить эффективность послепродажного обслуживания.
22 июля в рамках деловой программы авиасалона МАКС-2021 компания «Швабе» и ОАК заключили соглашение на разработку и поставку оптико-электронной прицельной системы КОЭПС-75 для истребителя Checkmate. В соответствии с требованиями заказчика комплекс в базовом варианте может быть дополнен станциями посадки и обороны.
Технические характеристики ЛТС Checkmate (Су-75)
Экипаж | 1 человек, опционально - 2 или беспилотный |
Двигатель | АЛ-41Ф1, изделие-30 |
Лётные характеристики | |
Макс. бесфорсажная скорость, М | 1,8 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 8 ед. |
Практическая дальность, км | более 2 800 |
Практический потолок, м | 16 500 |
Вооружение | |
Подвесной контейнер | 30 мм пушка |
Боевая нагрузка, кг | 7 400 |
Воздух-воздух | 5 ракет во внутренних отсеках:
|
Воздух-поверхность |
|
Первый полёт истребителя Су-75 Checkmate ожидается в 2023 году, именно представленный на авиасалоне прототип, поднимется в небо. Его серийные поставки запланированы на 2026/2027 год. «Самолёты создаются в рекордные сроки. Наша задача - в 2026-2027 годах начать уже серийные поставки», - сказал Юрий Слюсарь телеканалу «Звезда» в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2021.