Su-75 Checkmate – лёгкий тактический истребитель

Сегодня в классе однодвигательных истребителей пятого поколения в мире есть только одна машина – F-35 Lightning II, но этот истребитель предлагается исключительно «избранным» – членам Северо-Атлантического альянса и союзникам Соединённых Штатов Америки. При этом самолёт очень дорогой и не всегда отвечает требованиям, которые выдвигаются военными в разных странах ни по лётным характеристикам, ни по вооружению, ни по надёжности.

Так, например, Швейцарии предложено купить 36 истребителей F-35А за $5,4 миллиарда, т.е., по $150 млн за одну машину. По заявлению Министерства обороны США, стоимость F-35A для американских ВВС в 2021 году составит $79,17 миллиона и $77,9 миллиона - в 2022 году.

Лёгкий тактический истребитель (ЛТС) Checkmate (Су-75) укороченного взлёта и посадки разработан в ОКБ «Сухой». По мнению издания Ассоциации воздушных сил США Air Force Magazine, истребитель относится к тому же классу боевых самолётов, что и F-35. Новая российская машина задумывалась как альтернатива F-35 по экономически обоснованной приемлемой цене, которая была бы под силу большинству заказчиков военных многофункциональных однодвигательных самолётов. Такие заказчики есть в Юго-Восточной Азии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Европе, и им нужен недорогой истребитель, который отвечал бы их задачам и они могли бы сконфигурировать его под себя.

ЛТС представляет собой универсальную адаптивную платформу с открытой архитектурой. Он может быть изготовлен в нескольких вариантах комплектации в соответствии с пожеланиями заказчика, что даёт возможность персонификации состава боевой машины под свои требования и задачи. Такая персонификация является важным конкурентным преимуществом. Истребитель Checkmate – это многофункциональная машина, которая может одинаково успешно работать как по воздушным, так и по наземных и морским целям или выполнять задачи воздушной разведки.

Сравнивая ЛТС с истребителем F-35 в ходе презентации машины на авиасалоне МАКС-2021, заместитель главного конструктора Checkmate Алексей Булатов заявил, что это принципиально новая разработка, принципиально другой самолёт – это большая скорость, большая дальность, большая боевая нагрузка. В этом самолёте лучше реализована малая радиолокационная заметность. Концепция самолёта – модульность, когда заказчик, используя бортовое оборудование как российское, так и зарубежное, может сконфигурировать самолёт под свои задачи. Машина представляет собой то видение ОКБ Сухого, каким должен быть полноценный сверхзвуковой истребитель пятого поколения в лёгком классе – летать далеко, быстро и с большим количеством вооружения, в том числе, внутрифюзеляжного.

«Я бы не сказал, что здесь корректно сравнение с каким-либо самолётом. Я бы сказал, что он уникален. У него уникальная аэродинамическая схема и уникальны решения. Я вам ответственно скажу, что каждое решение, представленное на этом самолёте, оно привело к определённому росту характеристик», – отметил Алексей Булатов.

Спрос международного рынка боевой авиации на российский истребитель Checkmate оценивается в 300 машин. Как рассказал в ходе презентации глава ОАК Юрий Слюсарь, корпорация совместно с Рособоронэкспортом провела исследования рынка, чтобы определить теоретический портфель заказов на истребители этого класса. Число 300 машин является индикатором, который был рассчитан по регионам и странам, по функционалу, по требованиям, по располагаемому бюджету, по темпам отхода парка. «С заказчиками мы работу не вели, но рынок глубоко исследовали», – подчеркнул Юрий Слюсарь.

Сейчас на самолёте установлен проверенный временем и надёжный двигатель в классе тяги 14,5 - 16 тонн, конкретная модель не сообщается, но как сказал Алексей Булатов, это двигатель из задела ОДК, который хорошо вписывается в однодвигательную компоновку. Разработчики Checkmate не скрывают, что в нём был использован задел знаний и компетенций, полученный при создании истребителя Су-57, который сейчас оснащается двигателем с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1 (изделие 117).

ОДК продолжает работу над новым двигателем для оперативно-тактической авиации – это «изделие 30» – двигатель второго этапа для Су-57. Checkmate, как платформа может быть использован в том числе и для установки двигателя нового поколения. «Доработка, которая понадобится в этой связи, не критична, а сопло уже носит переходный характер», – сказал Юрий Слюсарь.

Таким образом, можно предположить, что в небо ЛТС поднимет двигатель АЛ-41Ф1, который затем будет заменён на новый – «изделие 30». На презентации самолёта не говорилось о том, в какой комплектации силовой установки самолёт будет предлагаться потенциальным заказчикам, но учитывая его адаптивность, при необходимости клиенты смогут сами выбрать двигатель на этапе согласований и подписания контракта.

Самолёт заявляется с укороченным взлётом и посадкой. По словам Алексея Булатова, высокая тяговооружённость истребителя (больше единицы), несущие свойства крыла, подобранные таким образом, что оно обеспечивает высокую подъёмную силу, отклоняемый вектор тяги двигателя обеспечивают истребителю дистанцию на взлёте и пробеге после посадки 400-500 метров. Эти характеристики уже подтверждены и отработаны в компании «Сухой».

При этом цена российского истребителя, по заявлению главы Ростеха Сергея Чемезова, составит от $25 до $30 млн. В реальности цена готового к продажам самолёта, как правило, увеличивается, но даже её рост на 25-30 процентов не превысит стоимости зарубежных аналогов поколения 4++, не говоря уже о стоимости истребителя F-35. Именно цена, по мнению ОАК и «Сухого», должна привлечь основных целевых клиентов. Акцент на экспортные продажи имеет важное значение для успеха программы, так как в настоящее время Минобороны России не проявляло заинтересованности в истребителе однодвигательной конструкции и никаких технических требований не выдвигало.

Слюсарь заявил, что программа финансируется за счёт средств ОАК и государственной поддержки в ней нет. Тем временем идут переговоры с различными потенциальными покупателями, в том числе о том, что одной из будущих модификаций истребителя является версия морского базирования.

Новый самолёт оснащён эргономичной кабиной, снабжённой современным радиоэлектронным оборудованием с элементами искусственного интеллекта. Как отметил первый заместитель управляющего директора — директора ОКБ Сухого, главный конструктор ЛТС Михаил Стрелец в эксклюзивном интервью ТАСС, это позволяет значительно снизить нагрузку на пилота и сосредоточиться на уничтожении наземных и воздушных целей.

ЛТС Checkmate оборудован искусственным интеллектом, выполняющим роль «второго пилота». Он будет самостоятельно проводить диагностику всех систем самолёта и помогать лётчику в стремительно меняющейся боевой обстановке. Пилот концентрируется на выдаче указаний, все операции машина выполняет автоматически. Кабина истребителя укомплектована панорамными сенсорными экранами, которые отражают состояние всех систем, а также предоставляют исчерпывающую информацию о маршруте, целях и угрозах.

На самолёте устанавливается комплекс бортового оборудования пятого поколения. Это современная платформа, в состав которой входят широкодиапазонные системы всеракурсного обзора, мгновенно предупреждающие лётчика об угрозах. Комплекс позволяет обмениваться информацией с другими боевыми единицами. КБО обладает высокими характеристиками помехозащищённости. Самолёт оборудован интегрированным комплексом радиоэлектронного противодействия и обороны, который не позволит противнику обнаружить себя и применить вооружение.

Малая радиолокационная заметность, продвинутый широкодиапазонный комплекс пассивного обнаружения позволяют самолёту контролировать оперативно-тактическую обстановку и незаметно выходить на дистанцию гарантированного поражения цели. Бортовое радиоэлектронное оборудование в минимальной конфигурации со встроенным радаром с АФАР позволяет одновременно атаковать шесть и отслеживать до 30 воздушных целей или сопровождать две наземные или морские цели одновременно в условиях сильных электронных помех.

кабина истребителя Шах и Мат

Самолёт сконструирован таким образом, чтобы максимально упростить доступ персонала к системам без специального аэродромного оборудования. Истребитель оснащён встроенной вспомогательной силовой установкой. Благодаря искусственному интеллекту кабины предполётный контроль не требует присутствия человека. Эти решения позволят подготовить истребитель к старту в короткий срок даже при отсутствии специальных средств, что, в свою очередь, скажется на боевой живучести всего парка.

Для истребителя создана новая автоматизированная система логистической поддержки «Матрёшка». С помощью современных методов предиктивной аналитики система позволит отслеживать техническое состояние самолёта в режиме реального времени на протяжении всего жизненного цикла. Это даст возможность спланировать профилактические и ремонтные работы, значительно снизить стоимость и повысить эффективность послепродажного обслуживания.

22 июля в рамках деловой программы авиасалона МАКС-2021 компания «Швабе» и ОАК заключили соглашение на разработку и поставку оптико-электронной прицельной системы КОЭПС-75 для истребителя Checkmate. В соответствии с требованиями заказчика комплекс в базовом варианте может быть дополнен станциями посадки и обороны.

Технические характеристики ЛТС Checkmate (Су-75)

Экипаж 1 человек, опционально - 2 или беспилотный
Двигатель АЛ-41Ф1, изделие-30
Лётные характеристики
Макс. бесфорсажная скорость, М 1,8
Макс. эксплуатационная перегрузка 8 ед.
Практическая дальность, км более 2 800
Практический потолок, м 16 500
Вооружение
Подвесной контейнер 30 мм пушка
Боевая нагрузка, кг 7 400
Воздух-воздух 5 ракет во внутренних отсеках:

  • РВВ-СД и Р-77М
  • РВВ-МД
Воздух-поверхность
  • К029БЭ
  • КАБ-500
  • К08БЭ (УПАБ-500Б-Э)
  • KAБ-250 и КАБ-250ЛГ-Э
  • Х-38
  • X-59MK2
  • Х-58УШК(Э)
  • Гром-Э1 и Гром-Э2

Первый полёт истребителя Су-75 Checkmate ожидается в 2023 году, именно представленный на авиасалоне прототип, поднимется в небо. Его серийные поставки запланированы на 2026/2027 год. «Самолёты создаются в рекордные сроки. Наша задача - в 2026-2027 годах начать уже серийные поставки», - сказал Юрий Слюсарь телеканалу «Звезда» в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2021.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (15 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...