В октябре 2023 года в интервью пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации заместитель управляющего директора – директор ОКБ Сухого Михаил Стрелец рассказал о возможных изменениях концепции многофункциональных боевых самолётов. Он отметил, что истребители оперативно-тактической авиации будут развиваться в направлении специализации. Вместо одной многофункциональной платформы, как в настоящее время, будет несколько специализированных платформ, каждая из которых будет решать определенный спектр задач. Такой подход позволит сократить как стоимость разработки, так и сроки её осуществления.
Разделение задач между специализированными платформами позволит не только снизить стоимость разработки каждой из них, но и повысить их эффективность в выполнении конкретных миссий. Более того, такой подход позволит быстрее внедрять новые технологии и модернизировать отдельные составляющие каждой платформы, не затрагивая всю систему в целом. Для реализации такой концепции необходимо обеспечить в одном летательном аппарате возможность внесения изменений под решение различных задач.
16 ноября 2023 года Федеральная служба по интеллектуальной собственности выдала Объединённой авиастроительной корпорации патент
Разработка ОКБ Сухого позволяет использовать базовую часть самолёта, как основу для создания летательных аппаратов различных модификаций, которые достигаются заменой наиболее загруженной комплексами бортового оборудования части самолёта – головной части фюзеляжа. Ранее заявлялось, что концепция ЛТС Checkmate – это способ предоставить заказчику возможность сконфигурировать самолёт под свои задачи. Изобретение представляет собой видение ОКБ Сухого того, каким должен быть полноценный сверхзвуковой истребитель пятого поколения в лёгком классе – модульность конструкции. Теперь это видение запатентовано.
Предлагаемый самолёт состоит из базовой части и сменных головных частей фюзеляжа. Базовая часть содержит все основные системы обеспечения полёта летательного аппарата и при этом полностью сохраняются заложенные в конструкцию отсеки вооружения. Впереди базовой части предусматривается переходная зона, где размещаются все узлы крепления сменной головной части, а также разъёмы и штуцеры электро-, гидро- и других систем для соединения модулей с базовой частью.
Сменные головные части могут нести различный функционал и различное наполнение. Это могут быть, например, одноместная кабина экипажа пилотируемого летательного аппарата, двухместная кабина экипажа или головная часть беспилотного летательного аппарата. Тем самым модули могут вносить изменения в функциональность и назначение машины. Это позволит реализовать сборку на серийном заводе самолётов в конструктивном исполнении, предназначенном для решения определённых задач с сохранением единой центральной и хвостовой частей планера: воздушного канала, отсеков вооружения, топливных баков, крыла, оперения и конструктивно-силовой схемы.
Удалением кабины экипажа, котоая не требуется для выполнения разведывательных задач, и установкой головной части беспилотного летательного аппарата можно получать экономию за счёт увеличения продолжительности полёта вследствие уменьшения веса самого самолёта. Съёмный модуль в зависимости от полётной задачи и условий применения позволит максимально повысить эффективность применения летательного аппарата и расширит круг решаемых им задач, которые необходимо выполнить эксплуатанту в данное время.