В октябре 2023 года в интервью пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации заместитель управляющего директора – директор ОКБ Сухого Михаил Стрелец рассказал о возможных изменениях концепции многофункциональных боевых самолётов. Он отметил, что истребители оперативно-тактической авиации будут развиваться в направлении специализации. Вместо одной многофункциональной платформы, как в настоящее время, будет несколько специализированных платформ, каждая из которых будет решать определенный спектр задач. Такой подход позволит сократить как стоимость разработки, так и сроки её осуществления.
Разделение задач между специализированными платформами позволит не только снизить стоимость разработки каждой из них, но и повысить их эффективность в выполнении конкретных миссий. Более того, такой подход позволит быстрее внедрять новые технологии и модернизировать отдельные составляющие каждой платформы, не затрагивая всю систему в целом. Для реализации такой концепции необходимо обеспечить в одном летательном аппарате возможность внесения изменений под решение различных задач.
16 ноября 2023 года Федеральная служба по интеллектуальной собственности выдала Объединённой авиастроительной корпорации патент
![](https://aviation21.ru/wp-content/uploads/2023/12/module-checkmate-300x266.jpg)
Разработка ОКБ Сухого позволяет использовать базовую часть самолёта, как основу для создания летательных аппаратов различных модификаций, которые достигаются заменой наиболее загруженной комплексами бортового оборудования части самолёта – головной части фюзеляжа. Ранее заявлялось, что концепция ЛТС Checkmate – это способ предоставить заказчику возможность сконфигурировать самолёт под свои задачи. Изобретение представляет собой видение ОКБ Сухого того, каким должен быть полноценный сверхзвуковой истребитель пятого поколения в лёгком классе – модульность конструкции. Теперь это видение запатентовано.
Предлагаемый самолёт состоит из базовой части и сменных головных частей фюзеляжа. Базовая часть содержит все основные системы обеспечения полёта летательного аппарата и при этом полностью сохраняются заложенные в конструкцию отсеки вооружения. Впереди базовой части предусматривается переходная зона, где размещаются все узлы крепления сменной головной части, а также разъёмы и штуцеры электро-, гидро- и других систем для соединения модулей с базовой частью.
Сменные головные части могут нести различный функционал и различное наполнение. Это могут быть, например, одноместная кабина экипажа пилотируемого летательного аппарата, двухместная кабина экипажа или головная часть беспилотного летательного аппарата. Тем самым модули могут вносить изменения в функциональность и назначение машины. Это позволит реализовать сборку на серийном заводе самолётов в конструктивном исполнении, предназначенном для решения определённых задач с сохранением единой центральной и хвостовой частей планера: воздушного канала, отсеков вооружения, топливных баков, крыла, оперения и конструктивно-силовой схемы.
Удалением кабины экипажа, котоая не требуется для выполнения разведывательных задач, и установкой головной части беспилотного летательного аппарата можно получать экономию за счёт увеличения продолжительности полёта вследствие уменьшения веса самого самолёта. Съёмный модуль в зависимости от полётной задачи и условий применения позволит максимально повысить эффективность применения летательного аппарата и расширит круг решаемых им задач, которые необходимо выполнить эксплуатанту в данное время.