К очередной годовщине Николая Камова

Фото: © пресс-служба холдинга «Вертолёты России»

14 сентября (1 сентября по старому стилю) 1902 года в Иркутске родился один из основателей отечественного вертолётостроения Николай Ильич Камов.

Оба великих конструктора – Николай Камов и Михаил Миль – родились в Иркутске, учились в одной школе. А словесность юному Милю преподавал Илья Камов – отец будущего инженера.

Однажды Николай увидел аэроплан над городом. С этого момента он заболел авиацией и не думал о другом пути. Сначала Камов мечтал стать пилотом, но травма руки не позволила сесть за штурвал самолёта. Тогда он решил сам создавать летающие машины.

После института Камов работал на заводе «Юнкерса» в подмосковных Филях, где велась сборка самолётов. Камов скрыл своё знание немецкого, т.к. германские авиастроители не хотели раскрывать своих секретов, но однажды вступился за рабочего, которого ругал иностранный инженер. За это был немедленно уволен. Впоследствии Камов разработал ряд отечественных аналогов деталей для ремонта пассажирских самолётов «Юнкерс».

В 1929 году инженеры Николай Камов и Николай Скржинский сконструировали первый в СССР автожир КАСКР-1 «Красный инженер». Камов предложил именовать его «вертолётом». Новое слово окончательно закрепилось за винтокрылой техникой только после Великой Отечественной войны – в конце 1940-х годов.

Не все знают, что в нашей стране автожиры были одними из первых применённых в бою. В 1941 году эскадрилья автожиров Камова А-7 совершила несколько боевых вылетов под Ельней. Диковинные машины вели разведку, корректировали артогонь и даже доставляли грузы партизанам в тыл врага.

После войны Камов с небольшой группой единомышленников сконструировал один из первых в мире успешно летающих вертолётов соосной схемы. Эту маленькую одноместную машину поднимали в воздух два винта противоположного вращения. Именно эта особенность позволила отказаться от рулевого винта. Николай Ильич называл своё творение «воздушным мотоциклом». И это не фигура речи – Ка-8 оснастили мотоциклетным двигателем.

Работы шли инициативно, буквально «на коленке». По воспоминаниям дочери Камова, чертежи Николай Ильич делал на кухонной табуретке.

Камов был крайне наблюдателен. Однажды его дочь принесла домой семена ясеня – те самые «вертолетики», с которыми многие играли в детстве. Николай Ильич поручил Тане запускать их из окна подъезда и долго наблюдал аэродинамику вращения, делая заметки в блокноте.

Маленький «воздушный мотоцикл» стал прародителем целого семейства вертолётов соосной схемы. Благодаря компактности, высокой тяговооружённости, маневренности и аэродинамической симметричности вертолёты Камова снискали применение на флоте в качестве палубных вертолётов. Нашли себя машины Камова и на над сушей – Ка-26 активно применялся в сельском хозяйстве, а Ка-32 стал одним из лучших в мире пожарных вертолётов.

Николай Ильич создал конструкторскую школу отечественного вертолётостроения. Благодаря ему машины соосной схемы были успешно реализованы только в России. Заложенный им научный и технический потенциал обеспечил передовой уровень современных российских вертолётов.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (6 оценок, среднее: 4,83 из 5)
Загрузка...