Ехать на МАКС-2015 или нет, вопрос не стоял. Проблема была как добираться - на машине или своим ходом. В итоге, все потенциальные попутчики с транспортом долго думали, а я, тем временем, купил билет и рано утром 29 августа отправился на станцию Люберцы-1.
Погода была не совсем лётная, но по предыдущим посещениям авиасалона, я прекрасно знал, что полёты всё равно будут. Да и технику на статических площадках дождь посмотреть не помешает.
Добрался быстро - на Люберцах-1 сразу сел в скоростную электричку и через 15 минут был уже на платформе Отдых. На Отдыхе всё было очень чётко огранизовано с проходом, досмотром и посадкой в автобусы. Хоть народу было и много, все садились быстро сразу в три автобуса, 1-2 минуты и автобусы отправляются к выставочному комплексу. Ехать близко, через 20 минут мы уже высаживались на лётном поле аэродрома ЛИИ им. Громова. Досмотр, контроль билетов, и вот он - МАКС 2015.
Первым делом я направился к площадке, где стояли американские Дугласы С-47. Это как раз те самолёты, которые проделали путь из Америки через Аляску и всю Россию в ознаменование 70-летия победы в ВОВ и задержались в Москве специально для участия в авиасалоне.
Рядом с Дугласами стояли наши советские истребители времён гражданской войны в Испании (30-е годы) и Великой Отечественной войны - И-16, По-2 (У-2), МИГ-3. Когда я подошёл к У-2, сразу всплыли в памяти слова песни из фильма "Небесный тихоход" - "Первым делом, первым делом - самолёты! Ну, а девушки? А девушки - потом..."
Смотришь на эту этажерку и удивляешься, как на этом самолётике можно было по ночам совершать налёты и бомбить расположения немецких войск! И делали это наши девушки! Вот куда нужно привезти американских и натовских генералов, показать им этот невзрачный самолёт и рассказать его историю. У них бы желание с нами связываться и называть нас своими врагами отпало враз.
Ну да ладно, Бог с ними, с генералами. А я иду дальше и подхожу к Ил-76. Но это не простой Ил, - это самолёт, который иммитирует явление невесомости для тренировки космонавтов. Можно было зайти во внутрь и посмотреть как там всё устроено, но желающие это сделать выстроились в очередь минут на 40.
Далее стоял наш новенький Сухой Суперджет 100 авиакомпании "Ямал". Учитывая, что пространства около самолётов очень мало, я старался их фотографировать с нижней точки и ближе к носу. Такие кадры, как правило, получаются динамичными из-за искажения пропорций и очень привлекательными. Вообще пассажирский самолёт Сухого - наш самый перспективный, пока, самолёт. Самые крупные его эксплуатанты - это Аэрофлот - 20 самолётов и мексиканская Интерджет, у неё 16 таких лайнеров. Самолёт известен и в США - мой знакомый, далёкий от авиации и уехавший в Америку ещё ребёнком (лет 15 назад), уточнил у меня в FB - СуперДжет ли 100 на фотографии? Чем очень меня удивил. К сожалению полёты этого самолёта я не видел, т.к. осматривал статическую экспозицию, видел только мельком как он набирает высоту с правым разворотом - красиво.
Далее стоял наш уже труженник, но ещё совсем в зрелом возрасте - грузовой Ту-204 компании DHL. В этом году мне довелось на таком лететь с Трансаэро в Крым. И самолёт произвёл на меня очень приятное впечатление - он комфортабельный, в салоне тихо, хоть и сидел я позади крыльев. После отрыва от полосы, резкий набор высоты - тяговооружённость - два двигателя ПС-90А. В общем, самолёт - отличный, не понимаю, почему этих машин так мало в наших российских авиакомпаниях.
Далее были выставлены самолёты малой авиации - это чешский Л-410, глубоко модернизированный Ан-2, который получил название ТВС-2ТД. Этакий современный биплан со сверкающим пятилопастным винтом и двигателем Honeywell. Во время своего демонстрационного полета он как бы завис почти на одном месте над лётным полем, горизонтальная скорость была такой низкой, что казалось, самолёт стоит на одном месте. Вероятно демонстрировать свои лётные качества ему позволял сильный встречный ветер, который и держал его в воздухе. За ТВС-2ТД сиротливо стоял Як-42, не привлекающий особого внимания посетителей. Далее семейство самолётов Ил-114 представлял экземпляр с оборудованием для исследования погоды и принадлежащий Росгидромету. Хорошие самолёты, но по всей вероятности уже не перспективные, хоть и было озвучено решение восстановить производство Ил-114 в Самаре, а на смену Як-42 уже идёт МС-21 (Як-242) - перспективный среднемагистральный, В 17 году он уже должен пойти в серию, так что, на следующем МАКСе мы уже будем смотреть как он летает.
Далее началась экспозиция компании "Вертолёты России", и откывал её ударный вертолёт корабельного базирования Ка-52К - корабельный. Это как раз тот самый, который планировалось разместить на Мистралях. Вертолёт стоял со сложенными винтами, видимо специально, чтобы показать его компактность. За ним стоял модернизированный фронтовой труженник Ми-24, далее Ми-226, ми-8 и др.
В это время я обратил внимание, что пока ещё далеко на западе образовался широкий и мощный дождевой фронт. Прикинув, что у меня до начала дождя есть минут 30-40 я ускорился, чтобы успеть на дальный конец лётного поля к сверхзвуковому Ту-144. По дороге остановился у экспозиции стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160. Прозвище "Медведь" для Ту-95 не совсем уместно. Да, это дальний стратегический бомбардировщик с ядерными крылатыми рвкетами большой дальности в бомболюках, но внешне от выглядит совсем не грозно, а очень даже хрупким и незащищённым. Однако пусть проверяют его на прочность наши недруги 🙂 Ту-160 "Белый лебедь" полностью оправдывает своё название - огромная белая машина с широко раскинувшимися крыльями. Обратил внимание, что на МАКС в 2013 и в этом 2015 годах прилетает один и тот же "лебедь" - Александр Новиков.
Далее я остановился около грузового вертолёта Ми-26. Его размеры впечатляют, а особенно лопасти винта. Мне непонятно, как вот эти тонкие лопасти, которые, к тому же, провисают под собственной тяжестью, держат в воздухе этого гиганта. 🙂 Очень впечатляют его демонстрационные полёты, когда эта махина зависает опустив нос к земле.
Ну, вот и Ту-144. Красивая, стремительная машина, очень жалко, что её полётный цикл оказался столь непродолжительным, но даже в масштабах нашей страны он оказался нерентабельным, возможно будущее таких машин ещё впереди, когда будут более экономичные двигатели.
В это время в лётной программе были полёты самолёта МЧС Бе-200. Пролетая над краем лётного поля, этот гигант демонстрировал тушение лесного пожара, открыв люки, из которых обрушились тонны подкрашенной воды.
Туча наконец добралась до МАКСа и ливанул дождь. Толпы посетителей направились к выставочным павильонам, чтобы там укрыться от дождя и переждать его. Но я не пошёл вместе со всеми, а остался на лётном поле рассматривать туполевские бомбардировщики и истребители Сухого. Дождь был сильным, но на западе уже появилась голубая полоска неба, а через пол часа выглянуло солнце, возобновились полёты, толпы народа вышли из под укрытий и павильонов и жизнь снова закипела.
Пофотографировав истребители Сухого и Микояна-Гуревича, я занял позицию для наблюдения за демонстрационными полётами ПАК ФА Т-50. Пожалуй на этом МАКСе - это была изюминка всей лётной программы. В 2013 году Т-50 не показывал всех своих возможностей так как был ещё совсем новым и проходил первые лётные испытания. За два года этот самолёт научился многому и показал это в небе над File 114852Жуковским. Очень красивый самолёт и впечатляющие возможности того, что он выделывает в воздухе, предполагаю, что в 17 году он раскроется на полную катушку, т.к. по сравнению с полётами, например, Су-34 или Су-30, мне показалось, что он не до конца ещё раскрыл свои секреты.
Су-34 летал с вооружением, что я заметил уже дома когда обрабатывал фотографии. Как всегда в восторг приводили зрителей выступления пилотажных групп. Моей знакомой очень понравились Балтийские пчёлки - «Baltic Bees» на учебно-тренировочных самолётах L-39, - маленькие, шустрые, юркие с оригинальной раскраской. Но особенно публика радовалась, когда наши пилотажные группы проносились у нас над головой и выстреливали противоракетными патронами. Это всегда красиво и впечатляюще.
Одного дня на МАКСе мало. Очень хотелось зайти в павильоны, посмотреть ракетные комплексы ПВО, гиперзвуковой двигатель и много чего другого интересного, но время не резиновое и я потихоньку потянулся к выходу. Как и всегда, устал, набрался впечатлений и восторгов.
До встречи на МАКС-2017!
Андрей Величко (Veland)