23 апреля в Комсомольске-на-Амуре выполнил первый полёт и присоединился к программе лётных испытаний третий опытный образец самолёта «Суперджет 100» (з/н 97003, б/н 97023). Это полностью импортозамещённый самолёт по программе SSJ New, работа над которым началась в 2019 году. Заместитель генерального директора ПАО «Яковлев» – директор программы «Суперджет» Александр Долотовский в интервью пресс-службе ОАК рассказал, остались ли в SJ-100 импортные системы и в чём преимущество «Суперджета», если сравнивать его с «одноклассниками».
По его словам, программа импортозамещения затронула все системы и компоненты самолёта, включая те, которые ранее не считались критически важными, например остекление кабины пилотов, которое поставляет НПО имени Ромашина, и иллюминаторы пассажирского салона, изготовленные в Самаре. Воздушное судно получило полностью отечественный интерьер: от мелких пластиковых деталей до кресел и оборудования пассажирской кабины.
За последние полтора года выполнен большой объём работ по наземным испытаниям как на опытном образце, так и на самолёте 97001, который приступил к программе сертификационных испытаний в 2023 году. Особое внимание уделялось силовой установке ПД-8. Совместно с «ОДК-Сатурн» в сжатые сроки проведены масштабные испытания на земле и в небе на летающей лаборатории.
Особо директор программы «Суперджет» отметил сроки – менее шести лет – в которые уложились разработчики. «Глубокая модернизация воздушного судна, затрагивающая все его системы, не только основные, равноценна по своему объёму полноценной разработке воздушного судна. А полноценная разработка воздушного судна при самом лучшем стечении обстоятельств, занимает, по статистике последних 30-40 лет в среднем от 8 до 12 лет», – сказал Александр Долотовский.
По программе SSJ New на самолёте SJ-100 заменено 38 самолётных систем и компонентов
Он привёл в пример программу Bombardier CSeries – самолёта, близкого по размерности к «Суперджету», который находится в размерности от 120 до 140 кресел. «Уровень технической новизны у самолёта сопоставим с «Суперджетом». При этом этап Gate-3, что соответствует нашей системе защиты эскизного проекта, коллеги проходили даже раньше, чем «Суперджет». Но при этом первая серийная поставка «Бомбардье» произошла только в 2016 году. Напоминаю первый «Суперджет». Эскизный проект по нему был защищён в 2004 году, а первая серийная поставка – в 2011. То есть, мы уложились с первой машиной примерно в 6-7 лет. Сейчас мы укладываемся в значительно более короткие сроки, не прошло и 6 лет, а машина уже в воздухе», – подчеркнул он.
SJ-100 сохранил функциональность и возможности своего предшественника – SSJ100, но получил ряд улучшений. В базовую конфигурацию вошли законцовки крыла и увеличенная створка шасси, улучшающие аэродинамические характеристики. Кроме того, внедрена кабина с широкоугольными дисплеями, обеспечивающими лучшее информационное поле.
В SJ-100 нет ни одного компонента, который использовался в предыдущих версиях самолёта. Это полностью новый самолёт, подчеркнул Александр Долотовский. «В самолёте импортозамещённая система электроснабжения, система управления полётом, системы индикации, сигнализации, радиосвязи, радионавигации. Замещены инерциальные системы, система измерения воздушно-скоростных параметров, шасси, тормоза колес шасси, маршевая силовая установка, вспомогательная силовая установка, топливная система, кислородная система экипажа, пассажирская кислородная система», – перечислил он.
Ранее сообщалось, что замене на отечественные аналоги подверглись 38 систем и компонентов нового самолёта, ничего импортного в нём не осталось.
SJ-100 это результат труда не только компании «Яковлев», но и более чем 60 предприятий первого уровня кооперации и десятков тысяч специалистов по всей стране. Благодаря их усилиям удалось решить задачи, которые ранее казались невыполнимыми, подчеркнул замгендиректора «Яковлева».
Экономика полёта. Как «Суперджет» меняет правила игры в региональных перевозках
В настоящее время, по данным Ростеха, в России перевозят пассажиров 160 самолётов SSJ100, регулярность их вылета составляет 98%, в 2024 году «Суперджетами» было перевезено порядка 10 млн пассажиров, что составляет 11% от всего пассажиропотока. В следующем году начнётся эксплуатация иморотозамещённого самолёта – SJ-100, который сейчас проходит сертификационные испытания.
SJ-100 сохраняет наследие SSJ100, оставаясь единственным предложением в сегменте 100-местных самолётов. Он сочетает комфорт и автоматизацию магистральных лайнеров с экономичностью региональных моделей. Российский самолёт предлагает просторный салон, широкие кресла и увеличенные багажные полки.
Оптимальной размерностью для современных региональных реактивных самолётов считается салон на 70-110 пассажирских кресел. Такие самолёты обеспечивают достаточную загрузку на маршрутах с умеренным пассажиропотоком 1,5-2 млн человек в год, позволяют авиакомпаниям минимизировать субсидии на перевозку одного пассажира по сравнению с узкофюзеляжными лайнерами и являются оптимальными для полётов по новым маршрутам без риска недозагрузки. В такой размерности предлагаются популярные модели: Embraer E-Jets (E175/E190) и Bombardier CRJ700/900.
Варианты базовой компоновки салона самолёта SJ-100
![]() |
Двуклассная компоновка 86 кресел, шаг: 8C/90 см + 78Y/80 см Бортовая кухня стандартного размера в переднем отсеке, 2 туалета |
![]() |
Стандартная одноклассная компоновка 98 кресел, шаг 80 см Небольшая бортовая кухня в переднем отсеке, 2 туалета |
![]() |
Одноклассная компоновка 103 кресла, шаг 77,5 см Небольшая бортовая кухня в переднем отсеке, 2 туалета |
Ключевое отличие SJ-100 от конкурентов – вариативность компоновок салона, в котором можно установить восемь кресел бизнес-класса. При конфигурации по четыре кресла в ряд получается полноценный бизнес-класс с одинаковым уровнем комфорта для всех пассажиров. Его аналог, Airbus A220 (бывший Bombardier C-Series), рассчитан на 120-140 пассажиров и относится к узкофюзеляжному классу.
«…наука самолётостроения шагнула вперед, и уже в начале 2000-х годов появилась реальная техническая возможность построить самолёт в сегменте до 100 кресел, который позволит за счёт внедрения аэродинамических и конструктивных инноваций обеспечить высокий уровень и аэродинамического совершенства, и весового совершенства без ущерба для комфорта пассажиров и уровня автоматизации для экипажа. «Суперджет» стал первым самолётом в этой линейке. Ближайший конкурент, который максимально похож на SJ-100 по сочетанию этих факторов – это «Бомбардье» cи-серии, который сейчас продаётся под брендом Airbus A220, но это самолёт большей размерности, это самолёт на 120-140 кресел, поэтому обычно его традиционно уже относят к сегменту малых самолётов узкофюзеляжного класса», – рассказал Александр Долотовский.
Авиакомпании уже оценили эффективность SSJ100. Самолёт активно используется на направлениях в обход Москвы и в межрегиональных перевозках. «Полтора-два миллиона в год – это маленький пассажиропоток, на котором невозможно загрузить традиционный узкофюзеляжный самолёт размерности А320 либо В737 на 85-90%, где они формируют профит от эксплуатации. Постановка «Суперджета» на такие маршруты позволяет авиакомпаниям существенно понизить потребный уровень субсидий на перевозку одного пассажирского кресла. За счёт этого как раз и достигается эффект экономики использования такого самолёта», – подчеркнул директор программы SJ-100.
При этом он отметил успешность бизнес-модели, которую по программе «Шаттл» использует авиакомпания «Россия» на рейсах между столицей и Санкт-Петербургом, где интенсивность полётов достигает одного каждые 15 минут. Это позволило увеличить пассажиропоток даже на этом очень загруженном маршруте, где кроме авиаперевозок задействованы скоростные поезда «Сапсан», а также имеется скоростная платная автомагистраль.
Опыт эксплуатации SSJ100 подтвердил его надёжность. По словам Александра Долотовского, «шаттл раскачал дополнительный маршрут, резко увеличил пассажиропоток на этом, казалось бы, без того загруженном направлении.
Динамика перевозок «Аэрофлота» через Санкт-Петербург: итоги 2024 года
«Очень интересный опыт. Мы рассчитываем, что этот опыт будут применять другие перевозчики на других направлениях, ну а для нас, как для разработчиков, конечно, это был очень серьёзный вызов, это очень интенсивная эксплуатация. Здесь даже больше вызов на самом деле не для разработчика, а для нашей системы ППО, в том числе по обеспечению удобства её эксплуатации, не только лётным экипажем, но и наземно-техническим, который позволяет быстро оборачивать самолёт в аэропорту, позволяет быстро находить и устранять неисправности. Интенсивное использование потребовало от разработчиков и сервисных служб быстрого решения технических вопросов. Это стало испытанием для системы послепродажного обслуживания, но результаты говорят сами за себя – самолёт соответствует высоким стандартам», – подвёл итог беседе замгендиректора «Яковлева».
Он добавил, что перспективы SJ-100 выходят за рамки России. Успешная бизнес-модель, основанная на его применении, может быть масштабирована на другие рынки. Для отрасли это не просто новый лайнер, а инструмент, меняющий подход к региональным перевозкам.
По теме: