Ту-144Д – история и развитие сверхзвуковой авиации

Лицензия Creative Commons

30 ноября 1974 года свершил первый полёт модернизированный сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144Д. Машину в небо поднял экипаж Воронежского авиационного завода, который возглавлял опытный лётчик-испытатель Александр Вобликов.

Оригинальный Ту-144 с двигателями НК-144 уже продемонстрировал свою способность превышать скорость звука, но его дальность полёта была ограничена. На крейсерском сверхзвуковом режиме он не мог преодолеть даже 3000 км, в то время как требования к самолёту предусматривали перевозку 80-100 пассажиров на расстояние 4000-4500 км. Одной из основных причин был повышенный расход топлива, который составлял 2,23 кг/кгс*час, вместо заявленных 1,35-1,45 кг/кгс*час.

Чтобы решить эту проблему, было решено установить на самолёт бесфорсажный двигатель РД-36-51, разработанный в ОКБ-36. Этот двигатель обещал уменьшить расход топлива до 1,26 кг/кгс*час и увеличить тягу с 20000 до 21000 кгс. Первый Ту-144Д был переделан из серийного Ту-144, а в последующих моделях было внесено множество изменений.

В июне 1976 года Ту-144Д совершил технический полёт на расстояние 6200 км, но полезная нагрузка составила всего 5 тонн. Двигатели РД-36-51 имели небольшой ресурс в 50 часов и часто выходили из строя, а поставки новых двигателей не всегда выполнялись вовремя. Несмотря на это, самолёт получил сертификат лётной годности и был запущен в серию, он выполнил 50 тестовых полётов Москва – Хабаровск, но пассажиров так и не перевозил.

Впоследствии работы по совершенствованию Ту-144 продолжались и планировалось создание версии Ту-144ДА с более мощным двигателем, увеличенной площадью крыла и большим запасом топлива. Это позволило бы перевозить 130-160 пассажиров на расстояние 7000-7500 км. Однако работы по программе Ту-144 были прекращены.

Некоторые Ту-144Д были использованы в качестве летающих лабораторий при разработке сверхзвуковых пассажирских самолетов следующего поколения. Например, на базе одного из них была создана летающая лаборатория Ту-144ЛЛ для исследования различных аспектов аэроакустики, аэроупругости, устойчивости и управляемости, а также для сбора данных о тепловом состоянии силовой установки при больших скоростях и влиянии земной поверхности на взлётно-посадочные режимы. Эти работы проводились в соответствии с межправительственным соглашением в интересах корпорации Boeing и NASA.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (8 оценок, среднее: 4,88 из 5)
Загрузка...