К годовщине первого полёта летающей лаборатории Ту-144

Коллаж. Лицензия Creative Commons

29 ноября 1996 года в воздух поднялась летающая лаборатория Ту-144ЛЛ, которая была создана в рамках российской программы сверхзвукового пассажирского самолёта второго поколения (СПС-2) и американской High Speed Civil Transport. Полёт был выполнен экипажем лётчиков-испытателей Авиационного научно-технического комплекса имени А.Н. Туполева. Командир воздушного судна Сергей Георгиевич Борисов и второй пилот Борис Иванович Веремей продемонстрировали технические возможности созданной лаборатории.

В 1980-1990-е годы АНТК имени А.Н. Туполева активно работало над программой СПС-2, сотрудничая с ведущими отраслевыми научно-исследовательскими институтами. В ходе проведения исследовательских и экспериментальных работ в 1993 году два самолёта Ту-144Д были переделаны в летающие лаборатории. Целью этих работ было создание самолёта Ту-244, способного перевозить 150-170 пассажиров на расстояние 7-10 тысяч километров.

Однако высокая стоимость проекта и ограниченное бюджетное финансирование помешали России самостоятельно завершить создание СПС-2. В 1993 году было подписано межправительственное соглашение с Соединёнными Штатами Америки, согласно которому один из самолётов Ту-144Д должен был быть использован в качестве летающей лаборатории для исследования различных аспектов аэроакустики, аэроупругости, устойчивости и управляемости, а также для сбора данных о тепловом состоянии силовой установки при больших скоростях и влиянии земной поверхности на взлётно-посадочные режимы.

В Жуковском открыт мемориал самолёту Ту-144

Ту-144Д с бортовым номером 77114, выпущенный в 1981 году и имевший налёт менее 83 часов, был модернизирован для использования в качестве летающей лаборатории. На него были установлены новые двигатели НК-32-1, мотогондолы и усиленное крыло. В самолёте применили новую систему регистрации данных, которая фиксировала показания множества датчиков.

Проект летающей лаборатории был профинансирован корпорацией Boeing, в нём также участвовали NASA и ряд других американских компаний. Выкатка самолёта состоялась 17 марта 1996 года. Всего было выполнено 27 полётов в рамках совместных исследовательских программ. Проект был завершён летом 1999 года, после чего летающая лаборатория Ту-144ЛЛ прекратила свою деятельность. Сейчас этот самолёт является мемориалом – он установлен в подмосковном Жуковском на пересечении Туполевского шоссе и улицы Туполева.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...