Михаил Агафонов – жизнь, отданная небу

Лётчик-испытатель Михаил Агафонов / Коллаж «Авиация России»

31 октября 2023 года в доме культуры города Жуковского состоялось очередное заседание Клуба любителей авиации «Взлётная полоса». Встреча была посвящена 100-летию со дня рождения заслуженного лётчика-испытателя СССР Михаила Кондратьевича Агафонова

Он освоил более 50 типов самолётов. Общий налёт – 8950 часов (15 334 полёта), из них испытательный налёт – 3400 часов. Как заместитель начальника ШЛИ подготовил восемь выпусков лётчиков-испытателей, в числе которых 15 Героев Советского Союза и два Героя Российской Федерации. В полётах демонстрировал высочайшее лётное мастерство, неоднократно проявлял мужество при выходе из сложных аварийных ситуаций.

20 августа 1972 года за многолетнюю творческую работу в области лётных испытаний и исследований новой авиационной техники, существенно способствующую прогрессу отечественной авиации, Указом президиума Верховного Совета СССР Агафонову было присвоено почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

Руководитель клуба любителей авиации «Взлётная полоса», историк авиации Андрей Анатольевич Симонов рассказал о жизненном пути Михаила Кондратьевича, его лётно-испытательной работе, были продемонстрированы кадры видеохроники и фотографии из личного архива семьи Агафоновых. Историческими воспоминаниями поделились лётчики-испытатели, сослуживцы, коллеги, ученики и родные Михаила Агафонова.

Там, за облаками, небо
Михаил Агафонов родился в деревне Площанки Тульской области в большой семье, был самым младшим из пятерых детей. Мальчику было всего пять лет, когда семья переехала в Москву, где и прошло его детство. С девятого класса школы паренёк начал заниматься в аэроклубе Октябрьского района Москвы. Делал большие успехи в лётном деле и даже участвовал в 1941 году в первомайском параде на Красной площади.

В этом же году Михаил начал службу в рядах Красной Армии в качестве курсанта лётного училища. Ещё до окончания этого учебного заведения пришёл приказ: Агафонова и ещё нескольких пилотов перевести в качестве инструкторов в 11-ю школу лётчиков под Самаркандом. Таким образом, его в числе лучших не пустили на фронт. Ребята рвались на войну, чего только не вытворяли, даже неумелых лётчиков изображали, но это не помогло. Командир школы майор Брут не раз говорил Агафонову: «Тебя собьют в первом же бою! А кто тогда мне лётчиков обучать будет? Не пущу!».

В 1946 году Агафонов уволился из армии и вернулся в Москву. Он мечтал поступить в МАИ, но опоздал с подачей документов. Тогда, чтобы не терять время, он поступил во Всесоюзный заочный институт советской торговли на заочное отделение. В МАИ он впоследствии получил второе высшее образование. Пока учился товарному делу, Михаил начал работать командиром звена в аэроклубе.

18 августа 1947 года он участвовал в авиационном параде в Тушино. Группа самолётов УТ-2 (на одном из которых летел М.К. Агафонов) образовала в небе пятиконечную звезду. За этот парад Михаил получил свою первую награду – орден Красной Звезды. В 1950 году институт был успешно окончен, и Агафонов получил диплом экономиста. Однако работать в торговле никакого желания не было – тянуло в небо…

Будни лётчика-испытателя
В 1951 г. Михаил узнал о том, что в Жуковском открылась Школа лётчиков-испытателей (ШЛИ) и понял, чего хочет в жизни. Испытательная работа стала его мечтой. Для этого он несколько раз побывал на приёме у начальника Управления лётной службы Министерства авиационной промышленности СССР М.М. Громова. Тот поддержал его, потому что считал, что именно лётчики-инструкторы, болеющие небом, смогут стать выдающимися испытателями. Михаил Агафонов пришёл поступать в ШЛИ. Он успешно сдал вступительные экзамены на самолётах, на которых даже никогда раньше не летал – Ла-9 и Як-11, и был зачислен слушателем в Школу лётчиков-испытателей.

В 1953 г. Агафонов с отличием окончил ШЛИ. Он участвовал в испытаниях более 50 типов гражданских и военных самолётов. В полётах демонстрировал высочайшее лётное мастерство, проявлял находчивость, мужество и героизм при выходе из сложных аварийных ситуаций.

Михаил Кондратьевич провёл множество сложнейших испытаний, среди которых испытания сверхзвукового перехватчика Як-28П на прочность, испытания пассажирского самолёта Бе-30 на устойчивость и управляемость, испытания ракетоносца Ту-16КСР на флаттер. Выполнил сотни полётов для испытания опытных двигателей РД-11-300, РД-36-41М, АЛ-21Ф3, РД-33, НК-8-2, Д-36 и Р-27В-300 на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, а также для испытания средств спасения на самолётах Ил-28ЛЛ и МиГ-15ЛЛ.

В качестве ведущего лётчика М.К. Агафонов провёл испытания автоматической системы управления возвращаемого беспилотного самолёта-мишени Ил-28М. В ходе этих испытаний отрабатывались взлёт, полёт и посадка в автоматическом режиме, а также методика управления самолётом с земли. В результате проведённой работы стало возможным многоразовое использование самолёта-мишени.

Выдержка и мужество – главное в испытательных полётах
7 июля 1956 года во время одного из полётов в автоматическом режиме на высоте 10 000 метров при переводе в горизонтальный полёт самолёт Ил-28М резко вошёл в пикирование. Быстро выключив автоматику, Михаил Кондратьевич полностью взял штурвал на себя, но самолёт на рули не реагировал и продолжал пикирование, превысив все ограничения по скорости.

Благодаря огромным усилиям и грамотным действиям лётчика в сложившейся критической ситуации, Ил-28М всё же начал плавно выходить из пикирования на высоте 5500 метров и полностью вышел на высоте 4000 метров. Выдержка и мужество Агафонова спасли жизнь экипажу, дорогостоящую машину и экспериментальное оборудование. А сколько ещё таких полётов было в его лётной биографии!

22 июля 1966 года за выполнение сложных испытаний М.К. Агафонов был награждён вторым орденом Красной Звезды, а 22 августа 1972 года ему было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

25 июня 1976 года при лётных испытаниях на Ту-16ЛЛ подъёмно-маршевого двигателя Р-27-В-300 в компоновке самолёта Як-38 во время работы генератора тепловых импульсов произошёл обрыв его крепления. В результате было пробито левое крыло самолёта Ту-16ЛЛ, что привело к срыву большого куска обшивки.

Агафонов дал команду убрать подвесной двигатель, а экипажу быть готовым к катапультированию. После проверки в полёте на режимах, близких к предпосадочному планированию и посадке, он принял решение всё же посадить самолёт на аэродром. Несмотря на тенденцию к увеличению левого крена, Ту-16ЛЛ благополучно приземлился.

Михаил Кондратьевич провёл лётные испытания опытных катапультных установок КС и СК с защитой и без защиты лётчика фонарём для самолётов Су-9, МиГ-21 и Су-7. Катапультирование проводилось как с манекеном, так и с парашютистом-испытателем на самолёте МиГ-15УТИ и Ил-28 на максимально возможных скоростях. В результате были внедрены более надёжные кресла, обеспечивающие спасение жизни лётчика в аварийных ситуациях на больших скоростях полёта.

Учитель, воспитай ученика!
Четырнадцать лет – с 1954 года по 1968 год – М.К. Агафонов, параллельно с испытательной работой, был лётчиком-инструктором в Школе лётчиков-испытателей. Он дал путёвку в небо более, чем сорока лётчикам и штурманам-испытателям.

Высокое качество обучения позволило им успешно работать на благо отечественной авиации в ведущих конструкторских бюро, исследовательских институтах и на серийных авиационных заводах Советского Союза и России. Среди его учеников – такие выдающиеся лётчики-испытатели, как Герои Советского Союза П.М. Остапенко, С.Т. Агапов, Э.П. Княгиничев, В.Г. Гордиенко, Ю.Г. Абрамович и другие.

Ни минуты покоя
Михаил Кондратьевич ушёл с лётной работы в октябре 1980 года. Он освоил 56 типов самолётов. За его плечами было 8950 часов налёта, из которых 3400 часов было проведено в испытательных полётах. И ни одного вынужденного покидания в воздухе!

Среди наград Михаила Агафонова два ордена Красной звезды, медали «За победу над Германией», «30 лет победы в Великой отечественной войне 1941 – 1945 гг.»,«Ветеран труда», почётный знак ДОСААФ, 12 благодарностей Министерства авиационной промышленности.

Уже в 2000-х годах группа лётчиков-испытателей неоднократно обращалась в администрацию президента с ходатайством о присвоении М.К. Агафонову звания Героя Российской Федерации. Увы, все их усилия оказалось безрезультатными…

Распрощавшись с лётной работой, Михаил Кондратьевич всё равно остался в авиации – до 1993 года работал ведущим инженером в Школе лётчиков-испытателей, а затем ещё два года – диспетчером в Лётно-исследовательском институте. Лишь в 1995 году он окончательно ушёл на пенсию.

Михаил Кондратьевич Агафонов скончался 4 июля 2008 года. Похоронен на Быковском кладбище. В Жуковском на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...