19 мая 2008 года Superjet 100 совершил первый полёт

Фото: © ОАК

26 сентября 2007 года в Комсомольске-на-Амуре завершилось строительство и состоялась «выкатка» первого опытного самолёта Sukhoi Superjet 100. 20 февраля 2008 года в рамках подготовки к первому полёту были впервые запущены двигатели SaM146 и выполнена их гонка.

У первого лётного образца (зав. № 95001, бортовой 97001) в носовом обтекателе была установлена штанга, в которой находились датчики для измерения скорости, высоты полёта и угла атаки. Штатные датчики располагаются очень близко к фюзеляжу самолёта и замеряют давление в уже возмущённом от фюзеляжа потоке воздуха, что вносит искажения в их показания. В первых испытательных полётах, чтобы датчики измеряли давление в невозмущённом потоке, их устанавливали в длинной штанге. В дальнейшем штатные датчики были откалиброваны в соответствии с показаниями датчиков со штанги, а сама штанга демонтирована.

14 мая самолёт был впервые испытан на взлётно-посадочной полосе. Отрабатывалась рулёжка и пробежка самолёта, были выполнены пробежки с постепенным нарастанием скорости до 162 км/ч, практически до скорости отрыва передней стойки шасси.

19 мая 2008 года после подготовки самолёта SSJ100 на наземной испытательной площадке КнААЗ, первый лётный образец был отбуксирован на стартовую площадку, где лётчики – Александр Яблонцев и Леонид Чикунов – запустили двигатели.

В 16 часов 47 минут самолёт оторвался от ВПП и, не убирая шасси, начал набор высоты 1200 метров. Набрав заданную высоту, лётчики на разных скоростях оценили характеристики устойчивости и управляемости по крену в диапазоне ±20° и тангажу в диапазоне 0-15°.

Была проведена имитация захода на посадку: снижение с высоты 1200 до 900 метров с вертикальной скоростью -5 м/с, на высоте 900 метров самолёт был переведён в горизонтальный полёт, а затем снова набор высоты 1200 метров. На высоте 1200 метров самолёт выполнил полёт по кругу на скорости 260–280 км/ч. Далее следовало снижение с высоты 900 метров до 150 и проход над взлётно-посадочной полосой на скорости 260 км/ч с последующим набором высоты до 900 метров.

Выполнив четыре прохода над полосой на разной высоте и «коробочку» (пролёт по заданному периметру), в 17 часов 54 минуты первый лётный прототип Sukhoi Superjet 100 совершил посадку. Первый полёт длился 1 час 05 минут.

Лётчик-испытатель ОКБ Сухого Леонид Чикунов: – Первый полёт самолёта – событие очень волнительное, радостное и ответственное. К нему мы готовились три года, с 2005 по 2008 год. Ездили в ОКБ, проводили встречи с конструкторскими департаментами, в рабочих группах обговаривали и принимали решения о компоновке кабины и работе всех самолётных систем, тренировались на пилотажных стендах. Эта работа дала нужные плоды – при первом вылете самолёт воспроизвёл ту модель управления, к которой мы уже привыкли, примерно на 80%.

Самолёт сопровождения Су-17 взлетел позже первого опытного «Суперджета» и нагнал его уже в воздухе.

«Во время полёта они уже нас сопровождали, подсказывали, вели видеосъёмку. К моменту посадки погода испортилась, началась гроза. Для посадки ветер должен быть не более 5 м/с, а наша посадка пришлась как раз на грозу и боковой ветер 15 м/с. Тем не менее, самолёт себя показал хорошо, он справился с этим ветром», – отметил Леонид Чикунов в интервью пресс-службе ПАО «ОАК».

По словам заместителя директора по разработке филиала «Региональные самолёты» Корпорации «Иркут» Александра Долотовского, проект российского регионального самолёта начинался с идеи Михаила Погосяна о диверсификации производства холдинговой компании «Сухой». Была поставлена задача за 10 лет диверсифицировать продуктовую линейку таким образом, чтобы до 50% продуктов носило гражданское назначение.

«В начале 2000 годов была выбрана размерность реактивного самолёта и запущена разработка семейства от 60 до 95 кресел, они так и назывались "Русские реактивные региональные самолёты" – отсюда аббревиатура RRJ, которая лежит в основе карт данных сертификата типа нашего самолёта, – рассказывает Александр Долотовский. – Стартовала программа в 2004 году. В ходе неё были проведены дополнительные маркетинговые исследования, по результатам которых было выявлено, что малые реактивные самолёты не будут востребованы на рынке, поэтому в работе осталась модификация с 95 креслами. Потом количество кресел увеличилось до 100 – так появился наш SSJ100».

SSJ100 менее чем через четыре года после старта программы поднялся в небо. Ещё через два года самолёт получит сертификат типа и начал выполнять коммерческие рейсы.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (9 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...