55 лет назад - 29 июля 1963 года, выполнил первый полёт опытный ближнемагистральный пассажирский самолёт Ту-124А, вошедший в историю отечественной и мировой авиации под обозначением Ту-134.
Опыт создания и освоения первого отечественного среднемагистрального реактивного пассажирского самолета Ту-104, а также проектирование его уменьшенной версии - ближнемагистрального Ту-124 позволили ОКБ А.Н.Туполева сделать следующий шаг - перейти к созданию ближнемагистрального самолёта, выполненного в соответствии с новой современной для начала 60-х годов компоновочной схемой с двигателями в хвостовой части фюзеляжа.
29 июля 1963 года экипаж во главе с Героем Советского Союза, заслуженным лётчиком-испытателем СССР А.Д.Калиной совершил первый полёт на опытной машине. Начались заводские испытания самолёта. С учётом результатов испытаний опытного Ту-124А на серийном заводе № 135 в Харькове был построен первый самолёт Ту-134 (обозначение Ту-124А в серии) с двигателями Д-20П-125. «Дублёр» совершил первый полёт 9 сентября 1964 года. В процессе испытаний в июне 1965 года «дублёр» участвовал в авиационной выставке в Ле Бурже во Франции.
26 августа 1967 года самолёт Ту-134 официально принимается для эксплуатации в ГВФ с пассажирами. 9 сентября 1967 года серийный Ту-134 совершает пассажирский рейс по трассе Москва-Адлер.
На проектирование и постройку опытного самолёта Ту-134 было затрачено три года. На доводку и испытания до момента пассажирских перевозок затрачено четыре года и три месяца.
За первой модификацией последовали улучшенные пассажирские модификации Ту-134А и Ту-134Б, учебные самолёты для ВВС Ту-134Ш и Ту-134УБЛ, а также другие модификации и варианты базовых машин. Всего до момента завершения серийного производства в 1984 году на Харьковском авиазаводе было построено 852 экземпляра самолётов типа Ту-134, из которых 134 были поставлены на экспорт в различные соцстраны, а также в целый ряд развивающихся государств.
Впервые в практике отечественного самолётостроения конструкция самолёта и его лётные данные прошли международный контроль. Ту-134 и его модификации получили международные сертификаты лётной годности, в том числе и по уровню шума на местности.
Ту-134 и его модификации в Аэрофлоте стали «рабочей лошадкой», взяв на себя львиную долю перевозок на ближнемагистральных трассах. По уровню шума и вибраций в пассажирском салоне самолёты Ту-134 в советское время были одними из самых комфортабельных в Аэрофлоте. Всего на начало 90-х годов парк самолётов Ту-134 в системе Аэрофлота перевёз около 500 млн. пассажиров.
В настоящее время около сотни самолётов Ту-134 различных модификаций продолжают работать в воздушном пространстве России, как в гражданских ведомствах, так и в различных структурах вооруженных сил страны