Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30 (ПС-30) разработан в ОКБ П.А. Соловьева в 1963 г. для пассажирского самолёта Ту-134. Прототипом для создания Д-30 стал первый отечественный двухконтурный ТРД Д-20П, созданный для Ту-124.
С конца 1940-х годов в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ)
В 1952 г. А.Л. Пархомовым впервые была установлена возможность повышения экономичности и тяги ТРДД путём смешения истекающих потоков при равенстве полных давлений в потоках перед смешением. Эти и последующие исследования сыграли важную роль при создании первых отечественных ТРДД со смешением потоков: Д-30 и НК-8.
При разработке Д-30, отличавшегося повышенной по меркам того времени температурой газа на входе в турбину (1360К, 1087С), специалисты ЦИАМ: К.М. Попов, В.П. Почуев и А.Г. Романов оказали влияние на выбор системы воздушного охлаждения турбины и схемы течения в каналах рабочей лопатки. Впервые на отечественном серийном двигателе были применены охлаждаемые рабочие лопатки 1-й ступени турбины.
Серийное производство Д-30 было организовано в 1972 г. Всего изготовлено около 8000 двигателей семейства Д-30. В процессе производства его конструкция постоянно дорабатывалась.
На базе Д-30 были созданы несколько модификаций, среди которых Д-30КУ для пассажирских самолётов Ил-62М и Ту-154М, а также Д-30КП для военно-транспортного самолёта Ил-76.