Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Жуковского отмечает 1 декабря 2023 года своё 105-летие. ЦАГИ является одним из ведущих научно-исследовательских центров в области авиации и аэродинамики. За свою более чем столетнюю историю институт сыграл ключевую роль в разработке и реализации множества проектов, связанных с авиацией.
Профессор Императорского технического училища и Московского государственного университета Николай Егорович Жуковский обладал очень глубокими познаниями в высшей математике и инженерных науках. Вокруг этого человека сплотился коллектив студентов, одержимых идеей практического воздухоплавания. Его теоретические работы в области авиации, практический опыт создания аэродинамических труб в МГУ, ИМТУ и Кучино и проводившиеся в этих лабораториях исследования послужили фундаментом для развития авиационной науки в России.
В 1918 году студенты и ученики Жуковского сумели убедить своего учителя обратиться к новым властям с предложением о создании в Советской России комплексного научного центра. Инициатива профессора была поддержана руководителем Научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства Н.П. Горбуновым, и 1 декабря 1918 года Центральный аэрогидродинамический институт начал работу. После смерти Н.Е. Жуковского в 1921 году ЦАГИ возглавил его соратник – С. А. Чаплыгин, видный учёный в области механики.
Одним из наиболее значимых достижений ЦАГИ является его вклад в разработку и испытание самолётов всех без исключения отечественных конструкторских бюро. Без участия института ни один из проектов «Туполева», «Яковлева», «Ильюшина» или «Антонова» не смог бы быть реализован в полной мере.
С самого начала своего существования ЦАГИ стал магнитом для лучших специалистов страны в области инженерных наук, таких как механика, аэро- и гидродинамика, прочность. Благодаря их труду были заложены основы отечественного и мирового самолётостроения. Первое авиационное конструкторское бюро в стране было создано именно в ЦАГИ с Андреем Николаевичем Туполевым во главе. Это бюро разработало первые массовые отечественные самолёты и стало предтечей многих известных сегодня организаций, занимающихся испытаниями самолётов и вертолётов, созданием летательных аппаратов и авиационных двигателей, разрабатывающих новые материалы.
ЦАГИ также был и остаётся важным звеном в подтверждении лётной годности новых авиационных проектов. Без аэродинамических труб и испытательных стендов, которыми обладает институт, ни один отечественный самолёт не смог бы подняться в воздух. Все эти годы ЦАГИ обеспечивал мощную научную поддержку авиастроения, определяя перспективы развития всей отрасли и предлагая новые концепции летательных аппаратов.
Учёные и инженеры ЦАГИ решали проблемы, с которыми сталкивались авиастроители в разные годы. Их высококвалифицированный труд позволяет создавать новые виды авиационной техники и продолжает вносить значимый вклад в развитие авиационной отрасли России.
С 2014 года ЦАГИ, наряду с ЦИАМ, ГосНИИАС, СибНИА и ГкНИПАС, входит в состав Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского», выполняющего роль единого центра управления отечественной прикладной наукой в авиационной сфере для формирования опережающего научно-технического задела на основе принципов междисциплинарной конвергенции наук и межотраслевой интеграции технологий.