АНТ-25 – самолёт для рекордов дальности

Создать самолёт, который полетит дальше любого другого, – такая задача стояла в 1930-е годы перед учёными Центрального аэрогидродинамического института имени Н.Е. Жуковского. Тогда была создана машина-рекордсмен, ставшая символом авиационной мощи молодой страны Советов – АНТ-25 РД. Самолёт обладал очень высоким для своего времени аэродинамическим и весовым совершенством планера и силовой установки.

Что же позволило ему поставить несколько рекордов дальности?

Прежде всего, конструкторы из отдела АГОС (авиация, гидроавиация, опытное строительство) ЦАГИ придали его крылу очень большое удлинение – в новом аппарате оно равнялось 13,5. Таких параметров до этого не имел ни один летательный аппарат. Другая принципиальная особенность – вдоль всего крыла органично расположены гигантские семиметровые бензиновые баки. Это не только значительно снизило вес машины, но и придало конструкции прочность.

Дело в том, что крыло тяжело нагруженного летательного аппарата испытывает в полёте большое напряжение от поддерживающих его аэродинамических сил, направленных снизу вверх. Сила тяжести от горючего, направленная вниз, наоборот, разгружает. Другими новшествами самолёта стали убирающиеся в полёте шасси, гладкая обшивка фюзеляжа.

На основании первых полётов и последующих исследований был произведён ряд доработок новой машины. Крыло поверх гофры покрыли перкалем (полотном) – это снизило сопротивление. Кроме того, отлакировали носки крыла и отполировали лопасти винта, загладили все выступающие из конструкции детали. Самолёт оснастили новым двигателем с редуктором, который расходовал меньше топлива. В итоге удалось получить необходимые лётные характеристики.

Летопись рекордов АНТ-25 началась ещё на этапе испытаний. В июне 1934 года, через год после того, как он поднялся в воздух, самолёт отправился в испытательный полёт на дальность. Экипаж в составе М.М. Громова, А.И. Филина, И.Т. Спирина пролетел 12 411 км, проведя в воздухе 75 часов. Так был установлен абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полёта по замкнутому маршруту, продержавшийся много лет.

Следующей вехой в истории АНТ-25 стал беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток над заполярными районами. Его осуществили лётчики В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и штурман А.В. Беляков в июле 1936 года. За 56 часов 20 минут машина преодолела 9 374 км и совершила посадку на о. Удд (ныне о. Чкалов).

В третий раз советские лётчики на АНТ-25 восхитили мир, совершив в июне 1937 года перелёт Москва – Северный полюс – Портленд (США). Несмотря на то, что на большей части маршрута стояла плохая погода, экипаж, состоящий из В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова, успешно преодолел маршрут длиной 9 130 км.

Однако самым знаковым в истории самолёта-рекордсмена стал перелёт М.М. Громова, А.Б. Юмашева и штурмана С.А. Данилина, состоявшийся в том же году. 12 июля они стартовали с подмосковного аэродрома, взяли курс на Северный полюс, а приземлились в городе Сан-Джасинто, на границе США и Мексики. Так как погода на трассе была более благоприятной, экипаж смог за 62 часа 17 минут пролететь 11 500 км (по прямой 10 148 км) и даже не израсходовал весь запас топлива. Это стало абсолютным мировым рекордом дальности полёта по прямой.

Совместные усилия опытных авиаконструкторов и мужественных лётчиков увенчались победой авиации Советского Союза. По свидетельству очевидцев, мировая пресса после известия об удачном перелёте воздала должное и лётчикам, и самолёту, и его конструктору – Андрею Николаевичу Туполеву.

Источник: Кербер Л.Л. Ту – человек и самолет. М., «Сов. Россия», 1973.
Предоставлено пресс-службой Центрального аэрогидродинамического института им. Жуковского


Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...