АНТ-25 – самолёт для рекордов дальности

Создать самолёт, который полетит дальше любого другого, – такая задача стояла в 1930-е годы перед перед авиационной отраслью страны. Тогда была создана машина-рекордсмен, ставшая символом авиационной мощи молодой страны Советов – АНТ-25 РД. Самолёт обладал очень высоким для своего времени аэродинамическим и весовым совершенством планера и силовой установки.

Работы над АНТ-25 стартовали в начале 1931 года. Проектирование велось в ЦАГИ бригадой Павла Сухого под руководством Андрея Туполева. В качестве силовой установки был выбран двигатель АМ-34 конструкции Александра Микулина. Машина планировалась специально для установления рекордов дальности, вместе с тем полученные наработки предполагалось использовать при создании перспективных дальних бомбардировщиков.

Прежде всего, конструкторы из отдела АГОС (авиация, гидроавиация, опытное строительство) ЦАГИ придали его крылу очень большое удлинение – 13,5 и сужение 5,3, что сулило отличные показатели аэродинамического качества на крейсерском режиме. Таких параметров до этого не имел ни один летательный аппарат. Другая принципиальная особенность – вдоль всего крыла органично расположены гигантские семиметровые бензиновые баки. Это не только значительно снизило вес машины, но и придало конструкции прочность.

Дело в том, что крыло тяжело нагруженного летательного аппарата испытывает в полёте большое напряжение от поддерживающих его аэродинамических сил, направленных снизу вверх. Сила тяжести от горючего, направленная вниз, наоборот, разгружает. Другими новшествами самолёта стали убирающиеся в полёте шасси, гладкая обшивка фюзеляжа.

Для полётов в безориентирной местности планировалось оснастить самолёт наиболее совершенным пилотажным и навигационным оборудованием, включая авиагоризонт, гиромагнитный компас, гиро- и радиополукомпас, авиационный секстант, солнечный указатель курса. Бортовая радиостанция с фиксированными длинами радиоволн обеспечивала дальность передачи сообщений до 5000 км и позволяла пеленговать самолёт с земли на удалении до 2000 км. Было построено два рекордных самолёта.

На основании первых полётов и последующих исследований был произведён ряд доработок новой машины. Крыло поверх гофры покрыли перкалем (полотном) – это снизило сопротивление. Кроме того, отлакировали носки крыла и отполировали лопасти винта, загладили все выступающие из конструкции детали. Самолёт оснастили новым двигателем с редуктором М-34Р, который расходовал меньше топлива. В итоге удалось получить необходимые лётные характеристики.

22 июня 1933 года состоялся первый полёт опытного образца самолёта АНТ-25. Поднял машину в небо лётчик-испытатель Михаил Громов.

Летопись рекордов АНТ-25 началась ещё на этапе испытаний. В июне 1934 года, через год после того, как он поднялся в воздух, самолёт отправился в испытательный полёт на дальность. Экипаж в составе М.М. Громова, А.И. Филина, И.Т. Спирина пролетел 12 411 км, проведя в воздухе 75 часов. Так был установлен абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полёта по замкнутому маршруту, продержавшийся много лет.

3 августа 1935 года самолёт АНТ-25 с экипажем в составе С. А. Леваневского (командир), Г.Ф. Байдукова (второй пилот) и В.А. Левченко (штурман) предпринял попытку совершить беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско, о чём было торжественно объявлено заранее, однако после преодоления около 2000 километров в кабину пилота стало протекать масло. Леваневский вернулся и сел на аэродроме в посёлке Кречевицы под Новгородом. Причина вытекания оказалась простой: масла в бак налили слишком много, оно начало пениться, а его излишки — просачиваться в кабину.

20 июля 1936 года стартовал перелёт из Москвы на Дальний Восток (командир экипажа — В. П. Чкалов, второй пилот — Г. Ф. Байдуков, штурман — А. В. Беляков). Перелёт протяжённостью 9375 км продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море.

18 июня 1937 года самолёт АНТ-25 под управлением экипажа в составе: командир — В. П. Чкалов, второй пилот — Г. Ф. Байдуков, штурман — А. В. Беляков взлетел с Щёлковского аэродрома и совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Северный полюс - Соединённые Штаты Америки, с приземлением на аэродроме Пирсона в Ванкувере, штат Вашингтон, преодолев расстояние 9 130 км.

Однако самым знаковым в истории самолёта-рекордсмена стал перелёт М.М. Громова, А.Б. Юмашева и штурмана С.А. Данилина, состоявшийся в том же году. 12 июля они стартовали с подмосковного аэродрома, взяли курс на Северный полюс, а приземлились близ города Сан-Джасинто в Калифорнии, на границе США и Мексики. Так как погода на трассе была более благоприятной, экипаж смог за 62 часа 17 минут пролететь 11 500 км (по прямой 10 148 км) и даже не израсходовал весь запас топлива, в баках оставалось горючего на 1,5 тыс км. Это стало абсолютным мировым рекордом дальности полёта по прямой.

Источник: Кербер Л.Л. Ту – человек и самолёт. М., «Сов. Россия», 1973.
Предоставлено пресс-службой Центрального аэрогидродинамического института им. Жуковского

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...