АНТ-8 – морской дальний разведчик, созданный отделом гидроавиации, авиации и опытного строительства (АГОС) ЦАГИ. Этот первый в истории отечественной авиации цельнометаллический гидросамолёт позволил учёным и конструкторам сделать заметные шаги в освоении такого типа летательных аппаратов.
Гидроавиация была одной из тем, которые всегда находились в фокусе внимания А.Н. Туполева, даже темой своего диплома он выбрал «проект гидроаэроплана», рассказали в пресс-службе ЦАГИ.
Задание разработать морской дальний разведчик институт получил в 1925 году, Туполев в то время возглавлял АГОС. Однако по причине загруженности отдела Андрей Николаевич не смог приступить сразу к выполнению этого поручения и предложил промежуточный вариант: поставить на поплавки только что построенный АНТ-4, а после – АНТ-7. В дальнейшем эти решения доказали свою целесообразность, а модифицированные таким образом самолёты, успешно применялись.
Спустя пять лет, 26 июля 1930 года, макет АНТ-8 был утверждён. Морской самолёт «позаимствовал» крыло и горизонтальное оперение у пассажирского АНТ-9. Новая машина имела два расположенных на стойках над крылом двигателя с толкающими винтами, что снижало риск повреждения при волнении. При создании АНТ-8 одной из ключевых тем стала конструкция корпуса, которая по сути была экспериментальной: гидроканал ЦАГИ ещё не был введён в эксплуатацию, поэтому обводы выбирались «интуитивно». Самолёт имел несущие подкрыльевые поплавки, благодаря которым часть нагрузки во время движения снималась.
Морской дальний разведчик подняли в воздух 30 января 1931 года. Испытания проходили при участии знаменитых лётчиков М.М. Громова и Н.Г. Канастаева. По итогам полётов были сделаны выводы о хорошей мореходности нового судна, способности совершать взлёт и посадку даже в условиях значительного волнения.
Но вынужденная задержка постройки сыграла против АНТ-8, проект успел морально устареть, а потому в серийное производство его было решено не запускать. Туполев, желая утешить своих коллег, сказал: «Как говорится, первый блин комом, но падать духом не нужно. Подумайте, у нас сложился коллектив морских самолётчиков. Во-вторых, вы сумели подобрать неплохие обводы для своей первой лодки, хотя гидроканал ещё не начал работать… В-третьих… наши материаловеды всё-таки нашли средства для борьбы с коррозией дюраля в морской воде. Наконец, машина-то вышла совсем неплохой».
В 1932 году планировался большой перелёт на АНТ-8 по трассе Северного морского пути. Машина должна была пройти по маршруту от Архангельска до Уэлена, а затем через Петропавловск-Камчатский и Охотск долететь до Николаевска-на-Амуре. По дороге намечалась аэрофотосъёмка. Однако осуществить перелёт не удалось. Сам же АНТ-8 так и остался экспериментальной машиной – первой ласточкой отечественного цельнометаллического гидроавиастроения.