Разработка истребителя-перехватчика МиГ-31 началась в ОКБ им. А.И. Микояна в 1968 году. МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но с экипажем из двух человек – лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся один за другим. Прототип МиГ-31 совершил первый полёт 16 сентября 1975 года.
Разработанный под руководством Г.Е. Лозино-Лозинского перехватчик стал первым в мире самолётом с радиолокационной системой с фазированной антенной решёткой, она позволяла МиГ-31 одновременно сопровождать 10 целей и атаковать четыре из них. Помимо этого, перехватчик является одним из самых скоростных самолётов в мировой авиации, в последние годы МиГ-31 стал носителем ракеты 9-А-7660 «Кинжал» (в ряде источников Х-47М2 «Кинжал»). МиГ-31 поступил на вооружение в 1981 году и до сих пор остаётся основой дальней авиации ПВО России.
В 1997 году началась проработка модернизации машины в облик МиГ-31БМ. За основу была взята модификация МиГ-31Б, принятая на вооружение в 1990 году. Важнейшим элементом модификации стало обновление бортовой радиолокационной станции «Заслон-М». В 1980-е годы создание первой версии этого радара для МиГ-31 явилось прорывным моментом в военной авиации. Это была первая БРЛС с активной фазированной антенной решёткой, установленная на реактивном истребителе. Обновленный для МиГ-31БМ «Заслон-М» сделал возможным обнаружение воздушных целей на расстоянии до 320 км и поражение на расстоянии до 280 км.
В кабинах лётчиков появились информативные ЖК-мониторы, на которых выводится тактическая, навигационная, радиолокационная и другая информация. Новое БРЭО и наличие «стеклянной» кабины расширило возможности МиГ-31. Теперь он превратился в боевую единицу, эффективно взаимодействующую с зенитными ракетными комплексами ПВО. МиГ-31БМ получил возможность наводить на воздушные цели управляемые ракеты, запущенные с других истребителей, сближающихся с противником на дистанцию ракетного залпа в режиме радиолокационного молчания.
РСК «МиГ» продолжает работу по продлению ресурса МиГ-31БМ на несколько тысяч лётных часов. Это позволит перехватчикам оставаться в строю ещё около десяти лет. Ресурс титанового корпуса самолётов, построенных примерно 30 лет назад, практически неисчерпаем. А с учётом обновленного оборудования и вооружения МиГ-31БМ сможет использоваться Вооружёнными Силами РФ, пока для него не появится более современная замена.