Совершенствование боевой авиации от поколения к поколению происходит в процессе накопления опыта и обмена мнениями между научными специалистами, конструкторами, инженерами и военными. Зачастую такое взаимодействие приводит к разработке революционных концепций. В настоящее время рассматривается концепция самолёта шестого поколения, появление которого ожидается к 2050 году. Каким он может быть,
Человеческий фактор является неотъемлемой частью авиации сейчас и останется им в будущем. Несмотря на то, что технологии искусственного интеллекта развиваются стремительными темпами, только человеческий интеллект и интуиция лётчика способны оценить критическую ситуацию и принять единственно верное решение. «Поэтому мы пытаемся не заменить живого лётчика машиной, а создать все условия для выполнения сложных боевых задач», – пишет Евгений Федосов.
Сейчас учёные, специалисты и военные работают над концепцией самолёта шестого поколения, идут поисковые исследования и обмен мнениями. Академик РАН полагает, что такой самолёт появится к 2050 году, но уже сейчас нужно понимать, какими станут вооружённые конфликты будущего. В силу того, что борьба идёт в информационном пространстве, а также продолжается военное и мощнейшее политическое и экономическое противостояние, войны XXI столетия будут гибридными. ГосНИИАС полагает, пишет Евгений Федосов, что авиагруппировка шестого поколения будет состоять из пилотируемых самолётов и БПЛА, при этом беспилотники будут работать в ближней зоне и смогут работать в режиме «камикадзе».
«Появление ракет "воздух – воздух" с дальностью полёта в 300 и более километров делает применение беспилотников актуальным. Они могут атаковать цели в ближней зоне, но, чтобы разобраться в тактической обстановке после удара, всё равно необходим человек. Причём работать он должен в дальней зоне, чтобы не подвергаться риску быть сбитым», – считает академик.
При этом дальнейшее развитие боевой авиации в сторону усложнения – порочная практика. Из поколения в поколение растут функции, которые возлагаются на самолёт, что приводит к усложнению техники и росту массы летательного аппарата, а чем самолёт крупнее и тяжелей, тем он дороже. «Все пути ведут к многофункциональному самолёту – массовой авиации уже не будет. В основном из-за того, что самолёты очень дорогие, а экономика – решающий фактор», – заключает Евгений Федосов.
Заместитель управляющего директора – директор ОКБ Сухого Михаил Стрелец считает, что будущее многофункциональных боевых самолётов будет связано с их специализацией. Вместо общей многоцелевой платформы предполагается развитие нескольких специализированных платформ, каждая из которых будет решать определённый набор задач. Этот подход не только сократит издержки на разработку и ускорит её внедрение, но также повысит эффективность выполнения конкретных миссий. Такая стратегия позволит быстрее интегрировать технологии и обновлять отдельные компоненты каждой платформы, не затрагивая всю систему в целом. Для успешной реализации этой концепции необходимо обеспечить гибкость летательного аппарата для адаптации к различным задачам.
Воплощение такой концепции и переходное решение к шестому поколению может представлять собой лёгкий тактический самолёт Checkmate (Су-75), разработка которого ведётся в ОКБ Сухого. В конце 2023 года ОАК
Сменные головные части могут нести различный функционал и различное наполнение. Это могут быть, например, одноместная кабина экипажа пилотируемого летательного аппарата, двухместная кабина экипажа или головная часть беспилотного летательного аппарата. Тем самым модули вносят изменения в функциональность и назначение машины, не увеличивая её массу и удерживая стоимость на приемлемом уровне.