К годовщине первого полёта истребителя Су-57

Первый полёт прототипа Т-50-1 / Фото: © пресс-служба ПАО «ОАК»

Процесс разработки перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) включал в себя ряд последовательных этапов, в том числе создание опытных образцов и первый полёт прототипа. В начале 2009 года на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении (КнААПО) велась работа по сборке трёх первых экземпляров нового истребителя. Планер так называемого нулевого экземпляра (Т-50-0) был передан в ОКБ Сухого для проведения статических испытаний, что являлось неотъемлемой частью программы проверки прочности конструкции. Помимо этого, на заводе полным ходом шла подготовка к сборке еще двух прототипов.

Следующим этапом стало создание комплексного натурного стенда (КНС), получившего обозначение Т-50-КНС. Он предназначался для наземной отработки основных бортовых систем, включая комплексную систему управления КСУ-50 и новую силовую установку, известную как «изделие 117». Также на данном стенде проводилась проверка гидравлической, электрической, топливной и других систем, что давало возможность всесторонне оценить работоспособность всех узлов самолёта. Конструкция Т-50-КНС полностью соответствовала лётным образцам, однако «нелётный» статус применяемых агрегатов исключал его эксплуатацию в воздухе, при этом значительно ускоряя и удешевляя процесс подготовки к лётным испытаниям.

Осенью 2009 года, после установки штатной силовой установки, Т-50-КНС приступил к цеховым, а затем и аэродромным испытаниям. В рамках этих испытаний 23 декабря 2009 года были выполнены первые рулёжки и пробежки по аэродрому КнААПО, позволившие в реальных условиях оценить работу всех систем самолёта. Лётчик-испытатель Сергей Богдан проверил функционирование бортовых систем, включая выпуск тормозных парашютов при завершении скоростной рулёжки.

Завершение сборки первого лётного образца, Т-50-1, произошло с небольшим запозданием примерно через месяц после КНС. Сразу после этого началась наземная отработка систем самолёта. Изначально первый полёт планировался на конец 2009 года, однако большой объём испытаний и доводочных работ, требуемых для самолёта принципиально новой конструкции, потребовал переноса этого события на начало следующего года. Специалисты завода и ОКБ работали практически круглосуточно, чтобы обеспечить надёжность и безопасность первого полёта.

Модернизация Су-57 – трёхкоординатное плоское сопло и система нашлемного целеуказания

В январе Т-50-1 выкатили на аэродром, и 21 января 2010 года Сергей Богдан выполнил на нём первые рулёжки и пробежки по взлётно-посадочной полосе. В соответствии с существующими правилами, получение разрешения на первый полёт нового самолёта с новым двигателем требовало нескольких полётов однотипного двигателя на летающей лаборатории, которые выполнялись на летающей лаборатории Су-27М №710. В это же время, в Комсомольске-на-Амуре, Сергей Богдан продолжал серию рулёжек и скоростных пробежек на Т-50-1, включая разгон до скорости отрыва передней опоры шасси и торможение с использованием тормозных парашютов.

Перед первым полётом Т-50 необходимо было получить заключение методического совета ЛИИ, который состоялся 25 января в Жуковском. Совет рассмотрел все предоставленные материалы, включая результаты наземных испытаний Т-50-КНС и Т-50-1, прочностные испытания Т-50-0, а также стендовые и лётные испытания двигателя «изделие 117». В рамках подготовки к программе лётных испытаний, в качестве летающих лабораторий привлекались также и другие самолёты, например, Су-27М №708 и С-37 «Беркут».

Оценив все результаты испытаний, методический совет выдал разрешение на проведение лётных испытаний Т-50. Чтобы избежать задержек, связанных с перебазированием машины в Жуковский, было принято решение провести первый полёт в Комсомольске-на-Амуре. Были определены две возможные даты: 28 или 29 января, в зависимости от погодных условий на аэродроме Дзёмги и готовности самолёта.

Экспортные перспективы истребителя Су-57 – есть ли потенциал на мировых авиарынках

29 января пилотом для выполнения первого полёта ПАК ФА был назначен заслуженный лётчик-испытатель Сергей Богдан. После запуска двигателей и повторной проверки всех систем, в воздух поднялся самолёт сопровождения – Су-27УБ, пилотируемый лётчиком-испытателем КнААПО Александром Пуленко. В задней кабине находился заместитель командира авиабазы, осуществлявший видео- и фотосъёмку. На аэродроме собралось множество сотрудников, наблюдающих за историческим моментом.

В 11:19 утра Сергей Богдан оторвал прототип ПАК ФА от взлётно-посадочной полосы. Самолёт быстро набрал высоту и в сопровождении Су-27УБ отправился в зону испытаний. В полёте было запланировано проверить работоспособность основных систем, провести первую уборку и выпуск шасси, а также выполнить некоторые манёвры. Параллельно велась фиксация параметров работы самолёта.

Полёт проходил в штатном режиме, и примерно через три четверти часа пара истребителей вернулась на аэродром. После прохода над взлётно-посадочной полосой, в 12:06 Т-50-1 совершил мягкую посадку. Первый 47-минутный полёт был успешно завершён. Второй полёт Т-50-1, уже с камуфляжной окраской ВВС России, состоялся 12 февраля 2010 года.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (12 оценок, среднее: 4,92 из 5)
Загрузка...