Экспортные перспективы истребителя Су-57 – есть ли потенциал на мировых авиарынках

Фото: © пресс-служба ПАО «ОАК»

В ходе международного аэрокосмического салона Airshow China 2024 Рособоронэкспорт объявил о подписании первых международных контрактов на поставку истребителей пятого поколения Су-57. Глава компании Александр Михеев отметил, что стратегия военно-технического сотрудничества России предполагает вывод новых образцов вооружений на международный рынок. Об этом он рассказал в эфире «Вестей».

Интерес к Су-57 со стороны иностранных специалистов подтвердил и заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Михаил Бабич. Он сообщил о ведущихся переговорах по возможным поставкам с рядом традиционных партнёров и потенциальных заказчиков.

Генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Вадим Бадеха заявил о сформировавшейся очереди на Су-57. «Долгое время Су-57 вызывает законный интерес со стороны наших долгосрочных партнёров. Можно сказать, что уже сформировалась очередь за этим самолётом», – сказал глава ОАК в Чжухае.

На авиасалоне Airshow China 2024 Су-57 впервые представлен за рубежом, Россия показывает сразу две машины: одна, Т-50-4, демонстрируется в лётной программе мероприятия, вторая – представлена в составе статической экспозиции. Этот самолёт, Т-50-7, также является действующим лётным прототипом, доступ к нему открыт для всех желающих. Военные специалисты из КНР и других стран имеют возможность осмотреть истребитель, в том числе и кабину с приборами, индикаторами, средствами управления и ведения огня, а также получить подробную техническую консультацию от российских представителей.

Эскадрилья истребителей Су-57 усиливает удары по военным объектам Украины

Применение Су-57 в рамках специальной военной операции позволяет аккумулировать опыт, который затем используется для модернизации истребителя. Машина является единственной незападной, которая противодействует системам ПВО стран НАТО в реальных боевых условиях на Украине и наносит удары высокоточным ракетным вооружением по военным объектам киевского режима. Успешность выполнения боевых задач видят как на Западе, так и в дружественных России странах, и специалисты прекрасно понимают и отдают себе отчёт о возможностях российского самолёта.

Несмотря на то, что Александр Михеев не стал раскрывать первого иностранного заказчика на Су-57, зарубежные СМИ уже высказывали предположения, какие страны могли бы реально получить истребитель. Потенциально назывались Алжир, Вьетнам или Индия.

В условиях усиливающейся непредсказуемости международной обстановки, Алжир предпринимает шаги по модернизации своих воздушных сил, активизируя закупку современных систем ПВО и рассматривая возможность приобретения Су-57Э. 28 сентября 2020 года директор ФСВТС Дмитрий Шугаев прибыл в столицу Алжира для переговоров с начальником штаба африканского государства Саидом Ченгрихой. Национальное телевидение страны показало как Шугаев держит в руках модель истребителя Су-57 и что-то объясняет присутствующим алжирским офицерам.

Алжир имеет в составе своих ВВС устаревшие перехватчики МиГ-25, и Су-57 должен их заменить. Возможный размер заказа оценивается примерно в 14 самолётов. В сентябре 2020 года Минобороны Алжира разместило один из мотивирующих баннеров, где изображены алжирские войска, наступающие под прикрытием истребителей Су-57, пролетающих над ними.

23 февраля 2023 года ФСВТС подтвердила, что получила запросы от потенциальных иностранных заказчиков на экспортную версию истребителя Су-57. На международной выставке вооружений IDEX-2021, проходившей в Объединённых Арабских Эмиратах, представитель службы заявил, что были получены запросы на самолёт Су-57Э, и среди них нет стран Ближнего Востока.

Индия также может быть заинтересована в приобретении Су-57. Ранее Дели участвовал в совместной с Россией перспективной программе FGFA (Fife Generation Fighter Aircraft), но в 2018 году сотрудничество по этому самолёту было прервано.

13 июня 2018 года в индийском издании The Economic Times сообщалось, что 9-миллиардная сделка провалилась, а Организация оборонных исследований и разработок имеет все необходимые технологии для самостоятельного создания истребителя пятого поколения либо, что такие технологии находятся в процессе разработки, и теперь нет необходимости продолжать программу FGFA совместно с Россией. А Индия рассмотрит вопрос о покупке истребителей FGFA (Су-57) в будущем, когда «технологии созреют» и будут доказаны.

Несостоявшийся проект FGFA

Позже начальник штаба ВВС Индии Бирендер Сингх Дханоа подтвердил давнюю заинтересованность ВВС в приобретении у России истребителей пятого поколения Су-57. Он заявил, что страна будет более охотно приобретать эти самолёты после того, как увидит их на вооружении ВВС России.

Наиболее вероятно, что Индия будет стремиться не к прямой покупке Су-57, а организации на своей территории серийного производства адаптированной экспортной версии самолёта в соответствии с правительственной инициативой Make in India и по опыту такого производства истребителей Су-30МКИ.

Что нам ждать от сотрудничества с Индией в области авиастроения

В конце 2017 года появились сообщения о том, что ВВС Вьетнама проявляют заинтересованность в приобретении Су-57 для модернизации своих ВВС. Ряд источников как в России, так и во Вьетнаме указывали на то, что государство станет первым зарубежным заказчиком истребителя, при этом планировалось приобрести от 12 до 24 самолётов. Вьетнам был наиболее вероятным покупателем, как один из крупнейших заказчиков российской оборонной продукции в регионе и государство, менее подверженное давлению США на отмену закупок российской военной техники в рамках Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA). Однако с тех пор более подробной информации о заинтересованности Вьетнама не поступало.

Таким образом, учитывая сказанное выше, именно Алжир может быть первым заказчиком передовых российских истребителей. Ожидается, что Су-57 будут доступны для экспорта не раньше выполнения контракта между Минобороны и компанией «Сухой» на поставку до 2028 года 76 истребителей, подписанного 27 июня 2019 года в ходе Международного военно-технического форума «Армия». При этом финансирование за счёт заказа из Алжира способно помочь расширению производственных мощностей в Комсомольске-на-Амуре и более раннему началу поставок самолётов в ВВС Алжира.

Фото: © пресс-служба ОДК

Объединённая двигателестроительная корпорация представила на Airshow China новый двигатель 177С. В ОДК рассказали, что этот двигатель предназначен для самолётов оперативно-тактической авиации, его тяга составляет 14500 кгс, расход топлива на всех режимах снижен не менее чем на 7%. Ресурс увеличен в три раза (по сравнению с каким двигателем не сообщается), при снижении требований по ресурсу возможно увеличение тяги для соответствия требованиям самолётов пятого поколения. Стенд ОДК на авиасалоне был оформлен фотографиями этого двигателя в увязке с Су-57, а учитывая, что на выставке Су-57 позиционировали в экспортном варианте – Су-57Э, не исключён вывод, что двигатель 177С предназначен именно для этого самолёта**.

Несмотря на то, что в ОДК воздерживаются от комментариев на эту тему, совместная демонстрация ОАК и ОДК передовых закрытых военных разработок за рубежом должна показать иностранным специалистам, что Су-57Э готов для предложения заказчикам. Россия создала передовую машину, лётные возможности которой были продемонстрированы Сергеем Богданом на опытном экземпляре Т-50-4. Можно договариваться и заключать контракты на поставку.

** 17 ноября 2024 г. – После того как данная статья была опубликована, стали известны некоторые подробности по двигателю 177С. В этой связи в текст трёх последних абзацев были внесены корректировки, устраняющие несоответствие ранее сделанных выводов ставшим известными фактам.

Артём Кириллов
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (14 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...