На прошедшем 12-15 ноября в китайском Чжухае международном аэрокосмическом салоне Airshow China 2024 Россия впервые представила за рубежом самолёт 5-го поколения Су-57 и двигатель пятого поколения для фронтовой авиации 177С. Также в ходе авиасалона Рособоронэкспорт подписал первый контракт с зарубежным заказчиком на поставку истребителей Су-57.
Эти события стали знаковыми для мировой военной авиации, за ними пристально следили как в самом Китае, так и в США, странах Юго-Восточной Азии и бассейна Индийского океана, включая Индию, у которой, несмотря на общее с КНР членство в ШОС и БРИКС существует определённая напряжённость со своим соседом. Индия могла получить в состав своих ВВС боевой высокотехнологичный самолёт пятого поколения ещё в 2019/2020 году, однако до сих пор такой машины у Дели нет, и перспективы её появления туманны. Эти обстоятельства дают повод рассказать о несостоявшемся российско-индийском проекте многофункционального истребителя пятого поколения (МФИ) FGFA.
В 2005 году для привлечения дополнительных средств, необходимых для интенсификации работ по программе перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50, Су-57), руководство компании «Сухой» рассматривало возможность привлечения к проекту потенциальных зарубежных партнёров. Одним из наиболее вероятных таких партнёров считалась Индия.
В конце ноября того же года находящийся в Москве с официальным визитом министр обороны страны Пранаб Мукерджи заявил, что участвовать в развитии проекта и финансировать разработку МФИ Индия не собирается, т.к. хотела бы участвовать во всех этапах создания истребителя пятого поколения, начиная от выработки концепции, проектирования и проведения исследований до совместного производства, а заниматься простым экспортом готовой машины Индии не интересно. К тому же, индийские ВВС нуждались в самолёте более лёгком и однодвигательном.
Ещё в начале 2000-х годов Индия начала переговоры с Пентагоном на предмет возможных поставок F-22. Но США никогда и не планировали продавать кому бы то ни было свой передовой по меркам 25-летней давности истребитель, в том числе и Дели. На что они были готовы – это предложить F-35, и хотя вариант с F-35 частично устраивал индийских военных, дальше переговоров дело не пошло.
В итоге индийское оборонное ведомство было поставлено перед фактом, что никто им не продаст готовый истребитель, а российские конструкторы к тому времени уже создали проект самолёта Т-50. Вспомнив старое предложение о совместной работе, индийская сторона предложила всё-таки сотрудничать на ниве создания истребителя пятого поколения.
В конце концов индийцы признали, что подходы, которые были заложены «Сухим» в ПАК ФА, полностью соответствуют мировым требованиям к перспективным боевым комплексам следующего поколения. Совместная программа получила название FGFA, Fifth Generation Fight Aircraft – истребитель пятого поколения. Осенью 2007 года состоялось подписание соглашения о совместных работах. Согласно документу, индийская сторона участвовала в проекте только финансово, а все проектные работы и строительство готовых самолётов отводились России.
В 2008 году, во время визита Владимира Путина в Дели, определились окончательные контуры сотрудничества между двумя странами по проекту МФИ. Было решено, что планер самолёта, двигатели и другое самолётное оборудование разработает ОАО «Сухой». Электронику – БРЭО, системы управления, навигационное оборудование – будет разрабатывать индийская сторона в лице HAL.
В декабре 2010 года во время визита президента России Дмитрия Медведева в Дели ОКБ «Сухого», Рособоронэкспорт и HAL подписали предварительный договор на разработку FGFA на платформе T-50. Стоимость контракта с постройкой для ВВС Индии 250 самолётов оценивалась в 35 миллиардов долларов. Их поставка должна была начаться в 2020 году. Также предполагалась возможность продажи FGFA дружественным странам.
В соответствии с договорённостями, самолёт должен был иметь большую степень унификации с ПАК ФА, такой подход снижал стоимость разработки и выпуска самолётов. Суммарно разработка оценивалась в 8-9 млрд долларов. В январе 2016 года была достигнута договорённость, что стороны вложат по 4 миллиарда долларов в течение последующих семи лет.
В конце мая 2016 года в индийских СМИ появились сообщения, что страны близки к подписанию соглашения очередного этапа опытно-конструкторских работ (ОКР). Но прежде ВВС Индии намерены в существующий проект прототипа FGFA внести более 30 изменений. Речь шла о БРЭО, манёвренности и малозаметности. Первый полёт новой машины запланировали на 2017 год, а в войска FGFA должен был пойти в 2019-м.
Однако ни в 2016-м, ни в 2017, ни в 2018 годах соглашение о продолжении ОКР подписано не было. Более того, стали появляться сообщения, что совместная работа вообще может быть остановлена по инициативе индийской стороны. Российские представители как могли купировали такую информацию, пытаясь удержать Индию в проекте, говорили, что условия нового контракта полностью согласованы, обговорены и стоимость, и объём передаваемых индийской стороне технологий. Но было понятно, что индийские военные выдвигают условия, которые неприемлемы для России, поэтому проект буксует и, скорее всего, реализован не будет.
В марте 2017 года эти предположения подтвердил президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. Он высказал мнение, что Россия может пойти на передачу Индии технологий для производства FGFA, но не в полном объёме, они должны быть изменены применительно к экспортному варианту самолёта.
В индийском военном ведомстве считали иначе и в качестве примера приводили контракт с Россией на поставку истребителей Су-30МКИ, который не предусматривал передачу технологий, что правительство Индии посчитало серьёзным упущением.
Вопрос передачи технологий создания самолёта пятого поколения в полном объёме в итоге стал ключевым для жизнеспособности проекта. Но индийская сторона, не желая признавать свою ответственность за срыв совместной разработки, попыталась остаться «белой и пушистой» и стала заявлять, что ПАК ФА не отвечает требованиям, предъявляемым к истребителю пятого поколения.
Своё недовольство самолётом ВВС Индии выразили высказанным мнением, что Т-50 не имеет надлежащей малой эффективной площади рассеяния (ЭПР), а его двигатель не обладает достаточной мощностью. Эти и ещё 43 критических замечания и недостатка предъявлялись России весной 2016 года, в 2017 году они стали достоянием общественности, в первую очередь, индийской.
Также Дели обвинил Россию в том, она предлагает Индии самолёт FGFA, который будет сильно отличаться от ПАК ФА. Кроме того, несмотря на давление со стороны России в отношении окончательного контракта на НИОКР по FGFA, Индия теперь хочет знать, получит ли она приблизительную цену 25 миллиардов долларов на 127 этих одноместных самолётов. По цене говорить что-то определённое невозможно, т.к. детали договорённостей не известны, что входит в эти $25 млрд (а ранее в 35) – также неизвестно, но желание путём шантажа добиться снижения стоимости контракта – очевидно.
13 июля 2018 года глава Минобороны Индии Нирмала Ситхараман прокомментировала решение ведомства по поводу программы FGFA, которое сводится к следующему: вы разрабатывайте самолёт, тратьте на него свои деньги, а потом, когда-нибудь мы подумаем. «Мы передали России, что Индия теперь не является частью этого проекта, но также сказали русским, что они могут продолжать его сами, а мы можем присоединиться к программе на более позднем этапе», – заявила министр.
Конечно, такая позиция индийского Минобороны не могла устроить ОАК. Финансирование проекта обеими сторонами было остановлено, сроки создания прототипов не выдержаны, за более чем 10 лет совместной работы дальше эскизного проектирования дело не продвинулось. В силу различных внутренних причин и существующего лобби среди индийских военных, которые ориентированы на взаимодействие с США, Нью-Дели не проявил заинтересованности в дальнейшей работе по проекту FGFA. Сообщалось, что Индия самостоятельно, без чьей-либо помощи разработает истребитель пятого поколения AMCA.
Позже начальник штаба ВВС Индии Бирендер Сингх Дханоа подтвердил заинтересованность ВВС в приобретении у России истребителей Т-50. Он
Прошло шесть лет, завершается 2024 год. Су-57 продемонстрирован в Китае, в строевые части Воздушно-космических сил России передано уже порядка 27 истребителей. Самолёты выполняют боевые задачи в зоне специальной военной операции, оставаясь недоступными для обнаружения средствами ПВО стран НАТО. Свои миссии лётчики Су-57 выполняют непосредственно и над Украиной за линией фронта.
Демонстрация в Чжухае нового двигателя для оперативно-тактической авиации 177С и позиционирование Су-57 в экспортной версии – Су-57Э говорит о том, что Россия готова предложить свой передовой самолёт 5-го поколения на международном рынке боевой авиации. Тяга силовой установки составляет 14500 кгс, расход топлива снижен на 7%, ресурс увеличен в три раза, при снижении требований по ресурсу возможно увеличение тяги для соответствия требованиям самолётов пятого поколения. Т.е., Россия показала, каким двигателем может быть оснащён Су-57Э**.
Что касается обвинений в адрес Су-57 в части применения технологий малой заметности, мы подробнее расскажем об этом в последующих публикациях, здесь приведём два факта. Первое: характеристики ЭПР являются секретными. Относительно ПАК ФА/Т-50/Су-57 они никогда официально не раскрывались, все значения, которые курсируют у блогеров и в социальных сетях, являются эмпирическими. Точно их могут назвать американские военные, которые работают на Украине, но они молчат. Видимо тоже не знают истинных величин. Также для них стало неожиданностью появление в своё время Су-57 в небе Сирии, о чём они (да и мы тоже) узнали по любительским видео, снятым на смартфон.
Второе. Прототипы Су-57 (Т-50-4 и Т-50-7), которые были представлены в Чжухае, и серийные самолёты сильно различаются. В том числе и относительно подгонки панелей обшивки, клёпки или использования болтовых соединений. На это уже указали в Сети.
Что в итоге? Нельзя отрицать факт, что Индии передовые боевые самолёты нужны были ещё позавчера, учитывая, что Китай в этом отношении демонстрирует завидный прогресс. Претензии, которые выдвигала Индия России по FGFA частью устранены, частью просто надуманы.
Наиболее вероятно, что возобновление работы над самолётом не за горами, но теперь проект будет реализован в другом ключе: организация на своей территории серийного производства адаптированной экспортной версии Су-57Э в соответствии с правительственной инициативой Make in India и по опыту такого производства истребителей Су-30МКИ. Ну или HAL нужно приложить максимум усилий и доказать, что доморощенные конструкторы не хуже китайских или российских и поднять свой истребитель пятого поколения AMCA в небо как и планируется в 2032 году.
** 17 ноября 2024 г. – После того как данная статья была опубликована, стали известны некоторые подробности по двигателю 177С. В этой связи в текст были внесены корректировки, устраняющие несоответствие ранее сделанных выводов ставшим известными фактам.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»