Виктор Савкин – лётчик-испытатель истребителя МиГ-3 и его модификаций

Коллаж © «Авиация России»

Летчик-испытатель 3-го класса, майор Виктор Никитович Савкин родился 30 сентября 1907 г. в селе Новая Тухинь Дубровинского района Витебской области (Белоруссия) в семье крестьянина. В 1924 г. окончил семилетнюю школу в Орше. После окончания школы и до 1926 года работал грузчиком на угольном складе станции Орша Западной железной дороги. В дальнейшем работал ремонтным рабочим на станции Мушкетово Донбасской железной дороги.

С октября 1929 г. в рядах Красной Армии – курсант полковой школы в Орше. В 1930 г. его направили в Смоленскую школу пилотов, которую он окончил в 1932 г. По окончании школы для дальнейшего прохождения службы был направлен в 42-ю легкобомбардировочную эскадрилью (Смоленск) в качестве пилота. С 1933 г. в должности старшего летчика – командира звена. В 1934 г. переведен в 94-ю отдельный авиационный отряд (Борисов) на должность командиром звена. С 1936 г. летчик-испытатель НИИ ВВС КА. С января 1939 г. по январь 1940 г. находился в спецкомандировке в Китае. Принимал активное участие в боях с японскими милитаристами в районе реки Халхин-Гол.

В 1940 г. в счет парттысячи был переведен на летно-испытательную работу в авиационную промышленности и направлен на авиационный завод №21 им. С. Орджоникидзе (Горький). Проводил сдаточные испытания серийных истребителей И-16 и ЛаГГ-3.

В июне 1941 г. переведен на авиазавод №1 им. Авиахима летчиком-испытателем в особый конструкторский отдел (ОКО) главного конструктора А.И.Микояна. Принимал активное участие в испытаниях истребителей МиГ-3. Участвовал в проведении заводских испытаний истребителя МиГ-3У (И-230, Д). Первым поднял в воздух и затем испытывал истребители ДИС-200 (ИТ) с моторами М-82 – 28.01.43 г., И-211 (Е) – 24.02.43 г. и И-231 (2Д) – 19.10.43 г.

В сентябре 1943 года ОКБ-155 приступило к модификации истребителя И-230 под установку двигателя АМ-39А взлетной мощностью 1800 л.с. Ведущим инженером по машине был назначен В.Н. Сорокин с оставлением за ним общего руководства и надзора за эксплуатацией и доводками истребителей И-230 (МиГ-ЗУ).

Для обеспечения необходимых температурных режимов, в связи с возросшей мощностью мотора, на самолете И-231 установили водорадиатор увеличенной с 24,8 до 30 кв. дм площади, в нем же разместили и радиатор дополнительного контура (7 кв. дм) для охлаждения воздуха, поступающего из нагнетателя в цилиндры мотора. Емкость фюзеляжного топливного бака увеличили до 500 л. Стабилизатор был опущен на 200 мм (как на МиГ-3), с целью устранения дрожания хвостовой части фюзеляжа, выявленного на самолетах И-230. Вооружение также состояло из двух синхронных 20-мм пушек ШВАК.

Истребитель И-231 был закончен в производстве и передан на заводские испытания 16 октября 1943 г. Для проведения летных испытаний 19 октября был назначен экипаж в составе летчика-испытателя капитана В.Н. Савкина, старшего механика А.В. Фуфурина и моториста И.В. Котова. В этот же день состоялся первый полет И-231.

Однако 5 ноября из-за разрушения нагнетателя летчик в исключительно трудных условиях совершил вынужденную посадку в городе Ногинск. Как отметил летно-технический состав Ногинского аэродрома, посадка была совершена с выпущенными шасси и исключительно мастерски. За спасение опытной машины Виктор Савкин был награжден орденом Красной Звезды. Вследствие полученных повреждений внутренних органов при аварийной посадке Савкин тяжело заболел. Он умер 1 ноября 1944 г. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Полеты И-231 возобновились 23 ноября после ремонта и установки нового мотора. На испытаниях истребителя И-231 была достигнута максимальная скорость полета 707 км/ч на высоте 7100 м, а время набора высоты 5000 м составило 4,5 мин. 26 февраля 1944 г. истребитель И-231 отправили в НИИ ВВС на государственные испытания. Перед отправкой коллектив ОКБ провел устранение выявленных дефектов, а также был установлен новый винт АВ-5Л-126Е, облегченный на 25,3 кг.

Испытания продолжались недолго, так как 8 марта самолет, пилотируемый летчиком-испытателем П.М.Стефановским, потерпел аварию. При посадке не вышли щитки-закрылки и отказали тормоза, из-за чего в конце пробега самолет выкатился на не укатанную часть аэродрома и скапотировал. И-231 возвратили в ОКБ для восстановительного ремонта, после которого 12 мая его вновь передали в НИИ ВВС. Однако 19 мая в полете при даче форсированного режима вышел из строя мотор. Получение нового мотора АМ-39 затянулось, и вскоре работы по самолету были прекращены.

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...