В ноябре 1986 года самолёт Ту-104 с бортовым номером СССР-42322 совершил свой последний официально зарегистрированный полёт. 11 ноября лайнер выполнил перелёт из Москвы в Ульяновск, где он занял почётное место в Музее гражданской авиации в Баратаевке.
Экипаж, состоящий из опытных лётчиков Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИГА), включал в себя командира воздушного судна, заслуженного пилота СССР Николая Павловича Володькина, второго пилота Г. Деменко, штурмана И. Абдаласова, бортинженера В. Цедрова и бортрадиста И. Ильина. Они успешно осуществили перелет и доставили самолёт в музей.
История эксплуатации Ту-104 в "Аэрофлоте" началась в 1956 году, когда был совершен первый рейс Москва – Омск – Иркутск. Однако в 1977 году начался постепенный вывод этого типа самолётов из парка "Аэрофлота", и в 1979 году было принято решение о полном прекращении их эксплуатации в гражданской авиации. Последний рейс с пассажирами на борту Ту-104 в "Аэрофлоте" состоялся 20 ноября 1979 года, а 31 декабря того же года был выполнен перегоночный рейс из Шереметьево в Пулково. Вплоть до 1981 года Ту-104 продолжал использоваться Военно-воздушными силами СССР, но в 1983 году последний лайнер был списан.
После вывода из эксплуатации несколько самолётов Ту-104 были установлены в качестве памятников в разных городах СССР. Однако в Центральном музее гражданской авиации в Ульяновске, основанном в 1983 году, такой ценный экспонат отсутствовал. После длительных поисков удалось найти самолёт в варианте "Салон" на Кольском полуострове. Хотя кабина пилотов и пассажирский салон были в плачевном состоянии из-за плесени и ржавчины вследствие пятилетнего простоя "на хранении" с открытыми форточками, двигатели оказались в хорошем состоянии. Команда специалистов ГосНИИГА в течение трёх недель провела проверки и восстановительные работы, чтобы вернуть самолёту его его былой вид.
1 ноября 1986 года самолёт перелетел в Москву, а через 10 дней отправился в Ульяновск. Сегодня Ту-104 с бортовым номером СССР-42322 является одним из ценных экспонатов музея. Его интерьер был восстановлен, а самолёт окрашен. Музей проводит экскурсии, в рамках которых посетители могут подняться в салон этого легендарного лайнера и ощутить атмосферу путешествия в прошлое.
История последнего полёта Ту-104 и его место в ульяновском Музее гражданской авиации являются важными частями наследия российской авиационной индустрии. Этот самолёт стал символом прогресса и достижений отечественного авиастроения, а его сохранение и экспозиция в музее позволяют посетителям узнать больше о гражданской авиации в СССР и оценить вклад, который Ту-104 внёс в её развитие.