20 августа 2018 года официально было объявлено, что совместный проект России и Индии по созданию истребителя пятого поколения FGFA заморожен. Об этом в интервью РИА Новости
Фактически это было понятно уже давно, а 13 июля этого года глава Минобороны Индии Нирмала Ситхараман очень своеобразно прокомментировала решение ведомства отказаться от дальнейшей совместной работы по программе FGFA. «Мы передали России, что Индия теперь не является частью этого проекта, но также сказали русским, что они могут продолжать его сами, а мы можем присоединиться к программе на более позднем этапе», — заявила министр.
На этом фоне из Индии пришла новость, что истребитель пятого поколения AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft) с технологией "стелс" впервые поднимется в небо в 2032 году. В настоящее время ведутся работы по проектированию самолёта. Об этом написала газета
По словам источника, из двух способов сделать самолёт более скрытным, а это - особая геометрия планера и использование радиопоглощающих покрытий, - на первом этапе будет использован только первый способ - геометрический, когда радиоволны отражаются от поверхности самолёта в стороны от источника излучения. На более позднем этапе планируется использовать в конструкции планера радиопоглощающие материалы.
Самолёт первого этапа будет оснащаться двумя двигателями General Electric F414. Эти же двигатели устанавливаются на американский истребитель F/A-18E/F «Супер Хорнет». Собственные индийские двигатели будут устанавливаться на самолёт сразу, как только они будут разработаны, испытаны и запущены в производство.
В разработке истребителя AMCA будут использованы наработки и опыт, полученные в ходе создания лёгкого боевого самолета Tejas (LCA - light combat aircraft), отметил источник издания.
Лёгкий истребитель Tejas начал проектироваться в 1983 году, первый полёт совершил в 2001 году. Это однодвигательный среднеплан с треугольным дельтавидным крылом. В конструкции самолёта широко применены композитные материалы - 34 % фюзеляжа изготовлено из углепластика. Из композитов выполнены верхняя и нижняя часть обшивки крыла, механизация, киль, лонжероны, стрингеры, воздухозаборники.
S-образные воздухозаборники расположены по бокам фюзеляжа с целью экранирования лопаток турбины двигателя и снижения радиолокационной заметности.
Кабина пилота оборудована джойстиком управления и тремя большими многофункциональными дисплеями. Самолёт оснащён 4-канальной ЭДСУ.
Hindu сообщает, что работа по проекту AMCA "движется полным ходом", ВВС Индии уже выделили территорию Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) для производственной площадки, на которой будет вестись создание нового самолёта.
19 августа президент ОАК Юрий Слюсарь сообщил, что совместная разработка FGFA продолжается.
«У нас не закрыта тема, мы продолжаем с Индией обсуждать совместную разработку пятого поколения. Тема не закрыта, да, она так – достаточно интенсивно обсуждалось, что индийцы из этого проекта выходят – они из этого проекта не выходят, они задают действительно большое количество вопросов, на которые мы даём, на наш взгляд, исчерпывающие ответы», – сказал Ю. Слюсарь в эфире программы «Действующие лица с Наилей Аскер-заде» («Россия-1», ВГТРК).
По его словам, Россия готова передать Индии большой объём технологий при создании истребителя. «Индия, которая в своем технологическом развитии переходит на второй этап, помимо покупки самолётов, она и разворачивает лицензионное производство, имеет с нами уникальную возможность принять участие в проекте разработки самого современного истребителя. Индийские коллеги это понимают, я очень надеюсь, что всё это у нас в итоге увенчается переходом – а мы закончили как раз этап эскизно-технического проектирования, мы перейдём с ними на рабочее проектирование и будем вместе создавать наш совместный самолёт пятого поколения», – отметил Ю. Слюсарь.
К сожалению, судя по заявлениям индийских официальных лиц, слова Ю.Слюсаря не подтверждаются. Нет информации о продолжении финансирования проекта ни с индийской стороны, ни с российской, сроки создания прототипов не выдерживаются, за более чем 10 лет дальше эскизного проектирования работа не продвинулась. Очевидно, что Дели в силу различных внутренних причин не заинтересован в дальнейшей работе по проекту FGFA.