На фоне прошедшего в Чжухае аэрокосмического салона Airshow China 2024, где были продемонстрированы российский Су-57, а также китайские J-20 и J-35A, Королевские военно-воздушные силы Великобритании должны продолжить реализацию программы Global Combat Air Programme (GCAP) по созданию истребителя нового поколения для противодействия распространению российских и китайских малозаметных самолётов,
Проект GCAP представляет собой программу создания многоцелевого истребителя шестого поколения, работу над которым совместно ведут Великобритания, Италия и Япония. GCAP заменит устаревающие типы Eurofighter Typhoon, а также японские F-2. Его ввод в эксплуатацию ожидается в 2035 году, GCAP будет работать вместе с истребителями-бомбардировщиками и другими вспомогательными самолётами. В течение следующих четырёх лет участники проекта планируют создать демонстрационный образец сверхзвукового пилотируемого самолёта с низкой радиолокационной заметностью.
При предыдущей консервативной администрации Великобритании на разработку GCAP до мая 2025 года было выделено два миллиарда фунтов стерлингов. Полное финансирование проекта и распределение бюджета между участниками программы будут определяться в середине 2025 года. В последнее время проект GCAP был поставлен под сомнение после того, как министр обороны Великобритании Люк Поллард отказался взять на себя долгосрочные обязательства по нему на том основании, что это может повлиять на результаты нового обзора стратегической обороны, который должен быть представлен в середине 2025 года.
«Распространение малозаметных самолётов, таких как российский Су-57 или китайский J-20, а также всё более дальнобойного оружия класса "воздух-воздух", такого как PL-15 «Тандерболт», означает, что нам также необходимо планировать возможности следующего поколения уже сейчас. Вот почему нам нужен GCAP», – сказал начальник штаба ВВС Великобритании, главный маршал авиации Ричард Найтон во время выступления 12 ноября в аналитическом центре оборонной промышленности Великобритании – Королевском институте объединённых служб.
По словам Найтона, GCAP разрабатывается с особой тщательностью, чтобы дополнить и расширить возможности F-35, а не заменить его. Кроме того, для противостояния угрозам от России и Китая подразделения F-35 и GCAP, должны быть дополнены автономными совместными платформами (Autonomous Collaborative Platforms, ACP).
Стратегия ACP определяет применение для совместной работы БПЛА, которые могут функционировать автономно и способны работать с другой боевой авиацией. В стратегии утверждается, что новые дроны, которые вскоре поступят на вооружение, уязвимы в боевых конфликтах с участием равного противника. Поэтому в качестве приоритета Королевским ВВС необходимо выйти за рамки дистанционно пилотируемых воздушных систем для развития возможностей ACP. В июле 2024 года на авиасалоне в Фарнборо Airbus предложил разработать для GCAP свой беспилотный вспомогательный самолёт Wingman (WUA).
В этой связи разработка GCAP предполагает интеграцию современных систем обнаружения и поражения воздушных целей, включая использование дальнобойных ракет класса «воздух-воздух». При этом важным аспектом является обеспечение совместимости с системами управления и обмена информацией других участников многонациональной коалиции.
На авиасалоне в Фарнборо представители GCAP подчеркнули, что десятки тысяч человек могут быть вовлечены в работу над проектом на протяжении десятилетий существования программы, и поделились своим мнением о том, что серийное производство самолёта начнётся не раньше 2060 года. Герман Клазен из BAE Systems отметил, что в настоящее время концепция проектирования самолёта такова, что у него не будет определённых сроков полной эксплуатационной готовности.
Интеграция будущего ударного самолёта в существующие системы ПВО и его взаимодействие с истребителями типа F-35, а также с перспективными автономными платформами, представляют собой сложную задачу, решение которой требует высокой степени технологической интеграции. В публикации Breaking Defense отмечается, что ключевыми технологическими решениями проекта GCAP являются обеспечение низкой радиолокационной заметности, интеграция современных систем радиоэлектронной борьбы, а также применение высокоэффективных двигателей.
Для достижения низкой заметности разрабатывается специальная форма планера, используются радиопоглощающие материалы, а также применяются технологии снижения инфракрасной и акустической сигнатуры. Выбор конкретных типов двигателей находится в стадии проработки, но главными критериями выбора будут двигатели с высокими показателями тяговооружённости и топливной эффективности.
Над полномасштабным наземным демонстрационным образцом двигателя работает компания Rolls-Royce. Демонстрационный образец, разработанный совместно с итальянской компанией Avio Aero и японской корпорацией IHI, предназначен для первоначального тестирования технологий на совместимость, а также для проверки общих инструментов проектирования.