Двигатель второго этапа с плоским соплом и управляемым вектором тяги для истребителя Су-57, известный под обозначением «изделие 30» или АЛ-51Ф1, проходит лётные испытания на опытном самолёте с бортовым номером 052 (ПАК ФА Т-50-2). При этом второй двигатель с осесимметричным круглым соплом остаётся штатным – АЛ-41Ф1. Об этом рассказано и показано в документальном фильме Первого канала «Властелины неба», посвящённого 85-летию Опытно-конструкторского бюро им. Павла Сухого.
Инженерный подход к Су-57 предполагает модульность его конструкции, что позволяет оперативно заменять различные компоненты, включая силовую установку. Как отметил директор ОКБ Сухого, главный конструктор Су-57 Михаил Стрелец, в будущем строевые самолёты, на которых установлены двигатели первого этапа, могут быть оснащены новым двигателем с плоским соплом, что существенно повысит их боевые характеристики, а также снизится заметность истребителя в задней полусфере.
Плоское сопло представляет собой сложную металлокомпозитную конструкцию. В отличие от традиционных осесимметричных сопел, плоское – применяется на самолёте для создания новых возможностей, в том числе, обеспечивая малую заметность в радиолокационном диапазоне за счёт характерной формы створок сопла, и позволяет применять его в широком диапазоне высот и скоростей полёта. Благодаря этому, самолёт сохраняет все свои манёвренные возможности.
«По сути, плоское сопло дополняет существующие аэродинамические органы управления, позволяя создавать моменты в трёх плоскостях и тем самым – управление по тангажу, крену и путевому каналу. А поскольку угол установки сопла сохраняется с осесимметричным, то все возможности сверхманеврирования самолёта тоже сохраняются», – пояснил Михаил Стрелец.
Одним из ключевых преимуществ плоского сопла является снижение заметности самолёта также и в инфракрасном диапазоне. Плоское сопло сужает высокотемпературную струю выхлопных газов, уменьшая тепловую сигнатуру Су-57, что делает его менее уязвимым для ракет с инфракрасными головками самонаведения.
На зарубежном рынке аналогичными решениями обладает американский истребитель F-22. Однако его плоские сопла способны отклоняться только в вертикальной плоскости, что ограничивает манёвренные возможности по сравнению с Су-57.
В СССР плоское двухкоординатное сопло проектировалось во второй половине 1970-х годов для палубного истребителя с вертикальным взлётом и посадкой (ВВП) Як-41. Для его поворота было использовано оригинальное решение – сопло разделялось на три сегмента, которые, вращаясь в противоположных направлениях относительно друг друга, обеспечивали отклонение вектора тяги в вертикальной плоскости до угла в 95° (при ВВП). Для осуществления взлёта с коротким разбегом сопло устанавливалось в положение 62°. Такое решение давало возможность использовать форсаж как в горизонтальном полёте, так и на вертикальном режиме.
Изделие «Охотник» — инновационная система нашлемного целеуказания
В дополнение к модернизации Су-57 за счёт двигателя второго этапа, ОКБ Сухого ведёт работу над усовершенствованием системы отображения информации. Данные от бортового вычислителя будут выводиться не только на дисплеи кабины, но и на визор лётного шлема. На шлеме установлена оптико-электронная система позиционирования и система отображения видеоинформации. Отображение картинки происходит на защитном щитке.
Такой шлем заменяет сразу несколько приборов и оснащён большим количеством датчиков. Они улавливают движения головы лётчика и в зависимости от того, куда он поворачивает голову, проецируют на щиток ту информацию, которая нужна ему в данный момент, например, функцию выбора и захвата цели. Система нашлемного целеуказания разрабатывается специально для Су-57 и позволит лётчику получать информацию о состоянии самолёта, боевой обстановке, скорости, высоте полёта и расстоянии до цели.

По словам начальника отдела оптико-электронных систем ОКБ Сухого Дмитрия Корзинина, если ракета с инфракрасной головкой самонаведения получила захват цели, у лётчика на щитке шлема изменится прицельный маркер. Он будет знать, что цель захвачена и дальше увидит, разрешён пуск или нет. В какую сторону лётчик смотрит, в ту же сторону отклоняется и головка самонаведения ракеты. Сейчас шлем с системой целеуказания проходит лётные испытания.
«Мы рассматриваем самолёт как платформу, которая минимум лет 50 способна эффективно решать свои задачи. В том числе поэтапно внедряя технологий следующего поколения, по сути, превращая самолёт из поколения 5 в 5 плюс. Это поколение, в котором внедряются уже отдельные технологии шестого поколения», – добавил Михаил Стрелец.