Минпромторг пересмотрел планы по количеству и срокам выпуска гражданских воздушных судов в рамках обновлённой
Это уже третья редакция комплексной программы. Первая –
Однако уже через год планы были пересмотрены, причём в большую сторону. В
В конце февраля текущего года глава Ростеха Сергей Чемезов
Сразу после вступления в должность президента РФ Владимир Путин подписал указ о целях развития страны до 2030 года, в котором говорилось о необходимости увеличения к 2030 году авиационной подвижности населения не менее чем на 50% по сравнению с показателем 2023 года при обеспечении к концу десятилетия в парке российских авиакомпаний не менее 50 процентов самолётов отечественного производства. При этом в августе 2023 года в Минпромторге со ссылкой на стратегию развития обрабатывающей промышленности
Исходя из того, что все предыдущие обещания оказались ничем не обоснованными предположениями, Правительство было вынуждено пересмотреть планы в очередной раз и подойти к ним более взвешено.
Опубликованный документ показывает, что наибольшее снижение объёмов выпуска касается региональных самолётов ЛМС-901 «Байкал» и ТВРС-44 «Ладога». «С учётом успешной реализации программ импортозамещения в 2024 - 2030 годах предусматриваются поставки 990* самолётов для нужд гражданской авиации», – говорится в правительственном документе.
По типам воздушных судов объёмы выпуска распределены следующим образом:
- SSJ-New (SJ-100) – 142 самолёта. Сертификация перенесена с 2023 на 2025 год, а первые поставки – на 2026-й;
- МС-21-310 – 270 самолётов. Сертификация также перенесена на 2025 год, с началом поставок в 2026 году;
- Ил-114-300 – 51 самолёт. Идёт сертификация. Поставки могут начаться не ранее 2026 года;
- Ту-214* – 113 самолётов. Идёт расширение производственных мощностей на авиазаводе в Казани;
- Ил-96-300 – 12 самолётов. Самолёты Ил-96-400М в пассажирской версии выпускаться не будут;
- ТВРС-44 «Ладога» – 105 самолётов;
- ЛМС-192 «Освей» – 158 самолётов;
- ЛМС-901 «Байкал» – 139 самолётов. Сертификация пассажирской версии – до конца 2025 года, поставки – с 2026-го.
С 2026 года планируется выйти на поставку более 20 единиц в год самолётов SJ-100, программа МС-21 предусматривает начало поставок первых девяти машин в 2025 году, а с 2029 года необходимо выйти на темп 72 самолёта в год.
Ил-96-400М – всё настолько понятно, что нужно внести ясность
В распоряжении Правительства обращает на себя внимание, что в комплексную программу включены самолёты «Освей» с проектным наименованием ЛМС-192, ранее он обозначался как ЛМС-401. По планам Минпромторга разработка этого самолёта будет осуществляться совместно с Белоруссией, а выпускать его планируется в Барановичах, причём в большом объёме, хотя этого самолёта нет пока ещё даже в чертежах.
Отдельно в новой редакции комплексной программы говорится о самолёте «Байкал». Проблема заключается в том, что сам по себе этот самолёт давно готов и уже мог бы перевозить пассажиров, но его останавливает отсутствие двигателя. «До конца 2024 года планируется получение сертификата типа на базовую транспортную версию лёгкого многоцелевого самолёта "Байкал" (ЛМС-901) и двигатель ВК-800СМ. До конца 2025 года планируется получение сертификата типа на пассажирскую версию самолёта с двигателем ВК-800СМ», – сказано в программе.
Таким образом, в третьей редакции комплексной программы в соответствие приведены планы и реальность, с которой приходится сталкиваться отечественному авиапрому, хотя и в таком виде она не вселяет оптимизма в её успешную реализацию. А Сергей Чемезов стал единственным высокопоставленным чиновником, кто открыто заявил о значительной сдвижке сроков.
* Количество самолётов, приведённое в таблице и тексте распоряжения немного отличаются.
Андрей Величко
для сайта «Авиации Россия»