Комплексная программа развития российской авиаотрасли до 2030 года предусматривает поставку двенадцати широкофюзеляжных самолётов Ил-96-300. При этом, в профильных ведомствах и организациях, а также в экспертном сообществе и СМИ идёт активное обсуждение возобновления производства лайнеров Ил-96 в более крупной и пассажировместительной версии Ил-96-400М. Но строительство этого воздушного судна для осуществления коммерческих перевозок не предусматривается, его производство будет единичным в интересах госструктур и в качестве грузового самолёта.
На первый взгляд такая ситуация может показаться непонятной и парадоксальной: решение о выпуске Ил-96-400М
Сообщения о возобновлении производства Ил-96 в версии -400М и проработке совместного российско-китайского проекта широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929, появились почти одновременно в 2014-2015 годах. В сентябре 2016 года вице-премьер Дмитрий Рогозин в ходе визита в Воронеж
Примерно тогда же родилась тема ремоторизации Ил-96 под два двигателя большой тяги ПД-35. Такая модернизация позволила бы самолёту конкурировать по топливной эффективности с любым иностранным лайнером подобного класса. Но для этого необходима готовность ПД-35, а также потребуется масштабная модернизация и разработка композитного крыла.
Ю.Борисов: перспективы ремоторизации Ил-96 под двигатель ПД-35 сохраняются
В 2022 году кардинальным образом поменялась геополитическая ситуация, что самым непосредственным образом повлияло на многие проекты гражданской авиации России. В отличие от МС-21 и «Суперджета», на программе Ил-96 санкции и запреты сказались минимальным образом, но их влияние изменило перспективы лайнера.
Во-первых, России пришлось отказаться от участия в разработке ШФДМС CR929, чтобы китайская COMAC имела свободу действий в реализации проекта этого самолёта, который изменил название на С929. ОАК будет поставлять для него композитное крыло и возможно двигатель ПД-35.
Во-вторых, в правительстве РФ решили в сложившейся ситуации сократить бюджетные средства на сертификацию и доведение Ил-96-400М до серийного производства и сосредоточиться на выпуске Ил-96-300. Всего затраты на программу разработки Ил-96-400М и поставки шести серийных машин оценивались примерно в 50 млрд руб. Поэтому в комплексной программе, принятой летом 2022 года и
Новый российский дальнемагистральный самолёт появится после 2030 года
В соответствии с прогнозом рынка гражданской авиации на период с 2019 по 2038 годы, который был подготовлен Объединённой авиастроительной корпорацией к очередному авиасалону МАКС-2019 (это наиболее свежие данные), спрос на широкофюзеляжные воздушные суда оценивается в количестве 140 штук, из них 63 самолёта относятся к группе до 300 кресел. Сейчас в эксплуатации у российских авиакомпаний находится около ста широкофюзеляжных лайнеров, включая А330, А350, В767, B777. В ближайшие годы этот сегмент может быть закрыт существующим парком, новыми самолётами Ил-96-300 и в перспективе если COMAC не сильно выбьется из плановых сроков, некоторым количеством С929 с двигателями ПД-35.
Относительно Ил-96-400М летом 2022 года в СМИ со ссылкой на источник в авиастроительной отрасли сообщалось, что решение о целесообразности серийного производства этой версии лайнера будет принято после сертификационных испытаний машины, а первый экземпляр задействуют в качестве летающей лаборатории.
6 ноября 2023 года вице-премьер – глава Минпромторга РФ Денис Мантуров в кулуарах выставки-форума «Россия»
В интервью РИА Новости по итогам года вице-премьер несколько конкретизировал планы по ремоторизации Ил-96: «В перспективе самолёт может быть использован для пассажирских перевозок, но прежде необходимо выбрать оптимальное решение по тяге двигателя: 26, 35 или 38 тонн. Сейчас идёт работа конструкторов, двигателестроителей и авиаторов, после получения окончательного облика по демонстратору в марте будет понятно, в каком именно направлении нужно двигаться».
И по новому самолёту: «Кроме Ил-96-400, у нас ведётся научно-исследовательская работа по абсолютно новому широкофюзеляжному дальнемагистральному самолёту следующего поколения, который должен быть создан уже за горизонтом 2030 года», – сказал Денис Мантуров.
Но уже сейчас понятно, что из-за высокой стоимости сертификации и малой серийности Ил-96-400М, а также из-за неконкурентоспособности 4-двигательного самолёта перед 2-двигательными «иностранцами», форсировать выпуск Ил-96 нецелесообразно. В том облике, в котором он существует (версия -300 или -400М), самолёт коммерческой перспективы не имеет.
В тоже время, ремоторизация под двигатели ПД-35 неизбежно приведёт к необходимости перепроектировать крыло. АО «АэроКомпозит» наработал очень хороший опыт в создании композитных консолей – это и крыло для МС-21, и для C929. Учитывая, что диаметр вентилятора ПД-35 составляет 3100 мм, а ПС-90А – 1900 мм, потребуется также перепроектирование пилонов, шасси и фюзеляжа, т.е., практически всего самолёта. Поэтому ремоторизация Ил-96 также нецелесообразна, и встаёт вопрос о разработке нового широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера, где Ил-96 будет его базой.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»