О стоимости самолёта ЛМС-901 и его сертификации рассказал гендиректор УЗГА Леонид Лузгин

Второй опытный лётный образец ЛМС-901 «Байкал» / Фото: © пресс-служба УЗГА

Стоимость лёгкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал», разрабатываемого Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА), по заявлению генерального директора предприятия Леонида Лузгина, будет находиться на уровне иностранных самолётов аналогичного класса – от 220 до 340 млн рублей (использован курс 100 руб./$). Об этом он рассказал в интервью изданию «Ведомости».

Лузгин приводит сравнение с американским одномоторным самолётом Cessna Grand Caravan, отпускная цена которого на заводе-изготовителе без учёта доставки и таможенных платежей составляет 2,2-3,4 млн долларов. Он добавил, что с учётом логистики и таможенных сборов российский самолёт окажется дешевле иностранных аналогов.

Стоимость для заказчика ЛМС-901 «Байкал» с момента старта проекта в 2019 году значительно выросла. Первоначальная цена, заложенная Минпромторгом в условия тендера, составляла 120 млн рублей за базовую версию без дополнительного оборудования. К лету 2023 года стоимость составляла 178 млн рублей. В 2024 году и начале 2025 года назывались различные суммы, доходившие до 455 млн рублей. В апреле-мае 2025 года после переговоров между производителем и Минпромторгом была зафиксирована цена 280 млн рублей для серийных поставок. Это явилось компромиссом между требованиями ведомства и расчётами завода.

Причины удорожания проекта комплексные. Во-первых, изначально самолёт оснащался американским двигателем General Electric H80-100 и винтом Hartzell Propeller. После ухода иностранных поставщиков из-за санкций потребовалась замена двигателя и винта на отечественные аналоги – ВК-800СМ и АВ-901. Это привело к необходимости доработки конструкции, изменению сроков и увеличению расходов.

Во-вторых, в ходе предварительных испытаний были выявлены серьёзные конструкторские недостатки. Совместно с профильными институтами: НИЦ им. Жуковского, СибНИА, ЦАГИ, ГосНИИАС и ГкНИПАС завод устранил эти дефекты, что тоже повлияло на увеличение стоимости.

«… мы убрали усилие в канале руля высоты, повысили характеристики устойчивости и управляемости в полном диапазоне центровок и взлётных масс. Сейчас самолёт проходит ремоторизацию. После этого начнутся дальнейшие испытания», – рассказал гендиректор УЗГА. Он добавил, что эксплуатанты активно интересуются «Байкалом», уже «есть предварительные заказы и твёрдые контракты».

Одной из объективных причин увеличения стоимости самолёта стало существенное влияние роста цен на материалы и комплектующие, что характерно для всей российской промышленности последних лет. Кроме того, заказчики стремятся получить более оснащённые версии с дополнительным оборудованием, что также увеличивает конечную цену.

Леонид Лузгин напомнил, что УЗГА работает над проектом «Байкал» с 2019 года без срывов по срокам. «Работа идёт по графику и в соответствии с подписанным госконтрактом», – подчеркнул гендиректор завода. На данный момент изготовлены три опытных образца: два лётных и один для статических испытаний. После установки отечественного двигателя и винта планируется завершить программу сертификации к концу 2026 года.

Однако приведённые Лузгиным данные не соответствуют фактическим темпам реализации программы и ранее заявленным планам. Согласно комплексной программе развития авиационной отрасли в редакции от 25 июня 2022 года, на 2024 год планировался выпуск 14 самолётов «Байкал», на 2025 год – 15, а с 2026 года – по 25 машин ежегодно.

В редакции от 25 августа 2023 года на 2024 год предусматривалось производство уже только пяти самолётов, планы по последующим годам за исключением 2030-го, оставались без изменений. В третьей редакции от 4 мая 2024 года выпуск пяти машин был перенесён на 2025 год, но в текущем году не будет выпущено ни одного ЛМС-901.

На доработку самолёта ЛМС-901 «Байкал» под двигатель ВК-800СМ Минпромторг выделяет более 10,3 млрд рублей

Ключевым этапом для завершения проекта является интеграция отечественного двигателя ВК-800СМ и винта АВ-901. Согласно условиям госконтракта от 9 апреля 2025 года, работы по этапу «ЛМС-5» разбиты на несколько стадий и должны завершиться к 17 декабря 2027 года. В рамках этого этапа предстоит провести доработку опытных образцов двигателя, винта и самолёта, провести сертификационные испытания с получением сертификата типа, а также выполнить дополнительные сертификационные испытания.

Леонид Лузгин пояснил, что двигатель ВК-800СМ в настоящее время проходит испытания, изготовлено четыре опытных образца мощностью от 807 до 877 л.с. «У ВК-800 будет три модификации: для «Байкала», «Освея» и нашего же учебного самолёта УТС-800. Отличаются они в основном схемой управления двигателем. Его характеристики уже подтверждены в термобарокамере и на испытательных стендах», – сказал он и добавил, что идёт подготовка к ресурсным испытаниям и первому полёту опытного образца ВК-800СМ в составе летающей лаборатории Як-40ЛЛ.

На 2026 год запланированы основные испытания самолёта с новой силовой установкой, включая статические и предварительные лётные, а также проведение сертификационных работ. «Мы завершили тесты в объёме до ремоторизации, самолёты переданы на доработку для установки отечественного двигателя ВК-800СМ и отечественного же винта АВ-901. Получить сертификат типа на «Байкал» с этими агрегатами планируем до конца 2026 года», – пояснил Леонид Лузгин.

В 2027 году необходимо подготовить и провести дополнительные сертификационные испытания для получения одобрения главного изменения по расширению области применения самолёта ЛМС-901, включая увеличение его ресурсных показателей.

Год Планы по сертификации/испытаниям
2021–2022 Первые испытательные полёты, планы сертификации и серийного производства с 2024 года
2022–2023 Переход на отечественные агрегаты, срыв сроков, перенос сертификации на конец 2024 года
2024 Первоначально – начало серийного производства, но сроки сдвинуты
2025 В ряде источников – сертификация до конца года, но официально – сдвиг на 2026 год
2026 Официальный срок сертификации – до конца года
2027 ОКР по двигателю и винту завершатся в декабре 2027 года с получением ОГИ и увеличением ресурса, но сертификация самолёта – в 2026-м
Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (12 оценок, среднее: 3,25 из 5)
Загрузка...