В соответствии с Государственной программой «Развитие авиационной промышленности» завершены четыре этапа создания лёгкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал». В целях завершения разработки самолёта Минпромторг России объявил конкурс на проведение ОКР для доработки и оснащения ЛМС-901 силовой установкой с двигателем ВК-800СМ и воздушным винтом АВ-901, шифр «ЛМС-5».
Госконтракт предусматривает проведение ОКР на этапе «ЛМС-5» в девять стадий с окончанием работ 17 декабря 2027 года. Начальная цена контракта составляет 10 364 900 050 рублей.
Первый этап работ (шифр «ЛМС») начался с контракта от 10 октября 2019 года, в ходе которого был разработан эскизно-технический проект и конструкторская документация, также был создан опытный образец самолёта для статических испытаний. Позже, в рамках контракта от 21 сентября 2021 года (шифр «ЛМС-2), этот образец доработали до первого лётного варианта. В 2022 году, согласно контракту от 11 мая (шифр «ЛМС-3»), изготовили два опытных образца самолёта. На 2026 год запланированы предварительные испытания самолёта, его составных частей и комплектующих изделий, проведение статических испытаний самолёта, выполнение сертификационных работ.
Параллельно с разработкой самолёта ЛМС-901 велась работа над созданием двигателя ВК-800СМ и воздушного винта АВ-901. В рамках контракта от 26 сентября 2022 года было изготовлено три опытных образца двигателя и пять винтов. Проведены предварительные испытания.
Основная цель работ на этапе «ЛМС-5» – завершение разработки самолёта ЛМС-901 «Байкал» с отечественной силовой установкой. Для этого необходимо доработать опытные образцы двигателя и винта, провести сертификационные испытания и подготовить документацию для получения сертификата типа. Также планируется расширить область применения двигателя и винта, что потребует дополнительных испытаний и корректировок конструкторской документации.
Одной из ключевых задач является изготовление и доработка опытных образцов самолёта ЛМС-901. В 2025 году планируется провести предварительные и статические испытания, а также подготовить документацию для сертификации. К 2026 году должны быть завершены все основные испытания, включая сертификационные работы, что позволит получить одобрение главного изменения типовой конструкции на расширение области применения самолёта.
Доработка самолёта ЛМС-901 под двигатель ВК-800СМ и воздушный винт АВ-901 потребует не только технических изменений, но и проведения дополнительных испытаний, включая статические и сертификационные. К 2026 году планируется завершить все необходимые работы и подготовить самолёт к сертификации.
Помимо этого, в 2026-2027 годах будут проведены дополнительные сертификационные работы для расширения области применения воздушного винта и двигателя. Это включает увеличение их ресурсных показателей и проведение испытаний модифицированных образцов. Для успешного выполнения этих задач необходимо изготовить несколько стендов для испытаний воздушного винта АВ-901 и двигателя ВК-800СМ.
В 2027 году планируется завершить все работы по доработке и испытаниям самолёта, двигателя и винта, а также завершить сертификацию. Кроме того, должна быть скорректирована рабочая конструкторская документация на основе данных, полученных в ходе испытаний, которые должны подтвердить следующие лётно-технические и взлётно-посадочные характеристики самолёта ЛМС-901:
• Крейсерская скорость: 250 км/ч
• Максимальная эксплуатационная высота: 3000 метров
• Дальность полёта:
• С максимальной полезной нагрузкой 1500 кг (плюс аварийный неприкосновенный запас топлива на 45 минут): 745 км
• С полезной нагрузкой 810 кг (плюс аварийный неприкосновенный запас топлива на 45 минут): 1520 км
• Класс аэродрома: E (с ограничениями), D и выше
• Дистанция разбега (при максимальном взлётном весе): 380 метров
• Дистанция пробега (при максимальном посадочном весе): 275 метров
• Максимально допустимая скорость ветра над взлётно-посадочной полосой:
• Встречного ветра: 18 м/с
• Бокового ветра (под углом 90° к полосе): 6 м/с
• Попутного ветра: 3 м/с
В соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации, по итогам ОКР на этапе «ЛМС-5» должен быть достигнут уровень готовности разрабатываемых технологий не ниже УГТ=8.