Уральский завод гражданской авиации проведёт доработку самолёта ЛМС-901 «Байкал» с целью замены импортного двигателя. Контракт на опытно-конструкторские работы заключён с Министерством промышленности и торговли России. Иностранная силовая установка должна быть заменена на отечественный двигатель ВК-800СМ и винт АВ-901. Об этом говорится на сайте госзакупок в документах проведённого аукциона.
Сроки реализации проекта рассчитаны до конца 2027 года, УЗГА на него получит более 10 млрд 360 млн рублей. Первые этапы начнутся уже в текущем году. Завод изготовит стенды для испытаний винта АВ-901 и доработает четвёртый опытный образец двигателя ВК-800СМ. К декабрю 2025 года должны быть готовы акты испытаний и скорректирована конструкторская документация.
Турбовинтовой двигатель ВК-800СМ является ключевым элементом проекта лёгкого многоцелевого самолёта на 9 пассажиров. Его мощность варьируется от 807 до 870 л.с. в зависимости от модификации. В 2024 году конструкторской документации присвоена литера «О», что означает подтверждение испытаниями конструкция двигателя. Теперь предстоит его адаптация под самолёт и проведение сертификационных испытаний в составе ЛМС-901.
Воздушный винт АВ-901 также требует доработки. До ноября 2025 года планируется подготовить стенды, а к концу года – завершить на них первые испытания. Результаты лягут в основу корректировки технической документации.
Сам самолет ЛМС-901 будет серьёзно доработан. В настоящее время из-за конструктивных недостатков, которые не позволили продемонстрировать заложенные в техническое задание характеристики, полёты не выполняются. Испытания были прекращены в 2024 году.
Корректировка конструкторской документации на ЛМС-901 начнётся в ноябре 2025 года, также завод приступит к доработке опытных образцов под ВК-800СМ. К декабрю должен быть готов пятый прототип самолёта. До конца года пройдут предварительные и статические тесты.
На 2026 год запланированы доработки винта и двигателя для увеличения их ресурса. Одновременно продолжится испытание самолёта с обновленной силовой установкой. К 17 декабря 2027 года планируется завершить все испытания и получить сертификаты типа на двигатель и самолёт.
В феврале в одном из центральных СМИ было опубликовано мнение, что проект самолёта «Байкал» может быть заморожен или передан для дальнейшей работы над ним S7 Group. Это связали с конструктивными проблемами самолёта, на устранение которых необходимо до пяти лет. Фактически речь шла о том, что самолёт не получился, и проект надо разрабатывать заново, с нуля.
Эти сообщения косвенно подтверждает сумма более 10 млрд рублей, которую Минпромторг готов теперь выделить УЗГА – ремонтному авиазаводу, не имеющему опыта в проектировании самолётов. С 2019 года, взяв за основу проект МАИ «Виконт-V100», конструкторы УЗГА не смогли решить поставленную задачу – создать самолёт на замену Ан-2. А из сообщений Минпромторга не понятно, что изменилось в УЗГА, и смогут ли екатеринбуржцы решить её за три года и 10 млрд рублей.