История турбовинтового двигателя ВК-800СМ берёт начало от проекта вертолётного двигателя ВК-800В разработки петербургского предприятия ФГУП «Завод им. В. Я. Климова». Силовая установка должна была заменить турбовальный двигатель
За период с 2003 по 2007 год в «Климове» на ВК-800В был разработан полный комплект документации, выпущен эскизный проект, изготовлен и успешно прошёл стендовые испытания опытный образец двигателя.
С 2008 года работы по силовой установке шли в инициативном порядке за счёт собственных средств предприятия. Можно сказать, что в течение последующих десяти лет разработка двигателя была практически свёрнута, а для «Ансата» решили адаптировать ВК-650. Фактически
Решение о реализации проекта ВК-800С было принято весной 2018 года. УЗГА работал над двигателем для ЛМС-901 совместно с ООО «Научно-производственный центр «Лопатки. Компрессоры. Турбины». Со стороны УЗГА ВК-800СМ (ВК-800С модернизированный) разрабатывали специалисты его питерского двигательного подразделения, костяк которого составил бывший коллектив филиала «Пратт-Уитни Россия» (PWRus), закрытый в 2014 году заокеанскими санкционерами. Проанализировав конструкторскую документацию на ВК-800С, инженеры-конструкторы пришли к выводу, что для самолёта «Байкал» двигатель требует полного перепроектирования, что и было сделано в кратчайшие сроки.
В сентябре 2019 года ЦИАМ выдал одобрение на аванпроект применения двигателя ВК-800СМ в качестве силовой установки самолёта с рекомендацией разработать как двухдвигательный, так и однодвигательный варианты ЛМС-901. В том же месяце техдокументация двигателя ВК-800СМ для адаптации на «Байкал» была передана на УЗГА.
ВК-800СМ спроектирован по традиционной для двигателей такой размерности схеме: компрессор с одной высоконагруженной высокоэффективной центробежной ступенью и одноступенчатой турбиной. Свободная турбина выполнена двухступенчатой.
Как пишет журнал «Крылья Родины» (
В конце 2022 года УЗГА поставил на стенд ЦИАМ первый опытный образец ВК-800СМ. В период с 15 января по 17 марта 2023 года в рамках опытно-конструкторской работы успешно прошла стендовые испытания автономная установка камеры сгорания двигателя. Испытания проводились с целью подтверждения расчётных параметров работы камеры сгорания и проверки её розжига во всём диапазоне высот эксплуатации. Полученные в ходе испытаний результаты показали серьёзное превышение высотности запуска относительно технического задания. Был подтверждён надёжный розжиг камеры сгорания на высотах до 8000 м. Во время испытаний газогенератора на стенде специалисты УЗГА и ЦИАМ выполнили более 100 запусков с проверкой розжига от одной свечи и пониженным напряжением сети. Все они прошли успешно.
Передать ВК-800СМ на лётные испытания в составе летающей лаборатории Як-40ЛЛ в СибНИА планировалось в конце 2023 года. В третьем квартале 2024 года должен состояться первый полёт самолёта «Байкал» с новым двигателем, а завершение сертификации ВК-800СМ намечено на конец текущего года. Однако пока сообщений о начале лётных испытаний ни из Новосибирска, ни из Екатеринбурга не поступало, что может говорить о том, что сроки сертификации и двигателя, и самолёта «Байкал» сдвинутся, также сдвинется начало серийного производства самолёта.
Помимо ЛМС-901 «Байкал» двигатель ВК-800СМ ждут проекты совместного российско-белорусского самолёта ЛМС-192 «Освей» и учебно-тренировочный УТС-800, что делает эту силовую установку ключевой для дальнейшего развития как малой авиации для региональных авиаперевозок, так и для перспективного учебного самолёта.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»