Компания Vertical Aerospace начала лётные испытания первого полномасштабного прототипа своего электрического самолёта вертикального взлёта и посадки VX4. 19 июля британская компания опубликовала изображения и
Во время полётов на малой высоте VX4 развил скорость до 74 км/ч. Управление воздушным судном осуществлялось дистанционно, полёты также проходили в режиме зависания с некоторым продвижением вперед. Компания сообщает, что первые результаты превзошли ожидания, а полученные данные помогут ей улучшить характеристики четырёхместного аппарата.
Прототип оснащён универсальными серийными электродвигателями, новая электрическая силовая установка появится позже – её разработку ведёт Rolls-Royce. Электродвигатели в ходе испытаний запитывались от аккумуляторных блоков Vertical, разработанных в новом центре Vertical Aerospace в Бристоле. Компания начала лётные испытания в ангаре в аэропорту Котсуолд ещё в сентябре 2022 года, прототип тогда не отпускался в свободный полёт, а находился на привязи. Позже в этом году Vertical Aerospace планирует подключить к программе лётных испытаний второй прототип. Получить сертификат типа в Великобритании и EASA компания намерена к концу 2026 года. Максимальная скорость VX4 составит 320 км/ч, мощность энергетической установки – 1 МВт. Уровень шума – менее 50 дБ в крейсерском полёте и менее 70 дБ во время зависания.
Помимо Rolls-Royce, другими партнёрами по программе конвертоплана VX4 является компания GKN, которая производит крыло и систему соединения кабельной электросети. Honeywell предоставляет системы дистанционного управления самолётом.
В мае южнокорейская группа Kakao стала последним потенциальным оператором VX4, подписав предварительный заказ на 50 самолётов. Компания, у которой около 30 миллионов пользователей приложения для заказов поездок, сформирует совместную рабочую группу с компанией Vertical для подготовки к предоставлению коммерческих услуг воздушной мобильности в Южной Корее. Другие обязательства по продаже самолёта, который будет иметь начальную дальность полёта около 160 км, поступили от American Airlines, Virgin Atlantic, Japan Airlines, Gol, Bristow и AirAsia, а также лизинговые группы Avolon и Marubeni,
Ещё несколько лет назад создание самолёта на электродвигателях с питанием только от аккумуляторных батарей казалось не просто фантастикой, а невыполнимой задачей из-за большого веса и малой электроёмкости источников питания. Сегодня в Европе, США, Японии и Южной Корее уже утверждены нормы лётной годности, а компании, ведущие разработки летательных аппаратов в этой области намерены вывести свои изделия в коммерческую эксплуатацию в виде аэротакси уже в 2024-2025 годах, в частности планируется организовать
Председатель научно-технического совета компании «Эколибри», экс-глава ПАО «Ил» Алексей Рогозин в комментарии к началу лётных испытаний конвертоплана VX4 отметил, что в России первые шаги в сторону появления электрической авиации уже тоже сделаны. Однако российский самолёт вертикального взлёта и посадки «Эколибри» пока находится на более ранней стадии развития, хотя работа по нему активно идёт.
«При этом есть ощущение, что настоящим стимулом к ускорению работ в России станет начало массовой эксплуатации такой техники за рубежом. Среди лидеров сейчас США, Южная Корея, Бразилия, Великобритания и Германия. Там быстро поймут недостатки чисто электрической схемы, добавят последовательный гибрид в энергоустановку, и всё, нам в очередной раз придётся догонять. Хотя окно возможностей стать лидерами ещё есть, два три года, не более», – поделился он своим мнением в Телеграм.