Европейские политики считают, что Земля имеет форму плоского диска. Но это не так

Изображение – из открытых источников

Часто, когда читаешь новости о всё новых и новых санкциях в отношении нашей страны, хочется спросить у санкционеров: «Вы каким местом думаете?»

С 24 февраля 2022 года Великобритания запретила «Аэрофлоту» выполнять полёты в Лондон и использовать своё воздушное пространство. В ответ Росавиация ввела запрет для британских перевозчиков летать над Россией. Транссибирский маршрут для Британии закрылся.

Мы живём на планете Земля, которая имеет форму слегка сплюснутого эллипса, для простоты – шара. Но некоторые персонажи современности, один из них – Лохматый, видимо считают, что земля – это плоская поверхность, которая покоится на трёх слонах, а снизу их поддерживает черепаха, иначе объяснить упорство премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, с которым он продвигает санкции против «Аэрофлота», невозможно.

Но это всё лирика.

Британские авиаперевозчики использовали российское воздушное пространство для полётов в страны Юго-Восточной Азии, а также в Японию, Китай и Корею. В среднем по транссибирскому маршруту ежедневно выполнялось более 50 транзитных рейсов. 25 февраля, по данным Росавиации, их, например, было 70.

Меньше чем British Airways от запрета пострадала Virgin Atlantic. В авиакомпании заявили, что им пришлось изменить маршруты нескольких рейсов между Британией, Индией и Пакистаном. Из-за этого время полёта увеличилось на срок от 15 минут до одного часа.

В Карачи маршрут проходит минуя территорию России, но при перелёте в Нью-Дели выгоднее лететь через нашу страну, а не по южному маршруту. Что касается British Airways, то, например при полёте из Лондона в Пекин, большая часть маршрута проходит в воздушном пространстве России, и одним часом при изменении маршрута, здесь не обойтись. При перелёте в Японию, Южную Корею, Гонконг или на Тайвань потери от запрета на использование транссибирского маршрута увеличиваются.

Как пишет BBC, авиакомпаниям из Европы выгодно летать в Азию над Сибирью. Например, полёт через Казахстан, по оценке газеты Financial Times, в обычной ситуации прибавляет 30 минут в восточном направлении и 45 минут в западном. Транссибирский маршрут – кратчайший из Европы в Японию и Юго-Восточную Азию. Например, путь из Лондона в Токио через южный коридор – на 1700 километров длиннее. Для британских перевозчиков ситуация усугубляется тем, что небо над Чёрным морем, Украиной и Белоруссией закрыто, маршрут облёта сейчас стал ещё длиннее – он находится примерно над Турцией.

По приблизительным оценкам, на долю европейских авиакомпаний приходится не менее 30% рейсов, которые выполняются в российском воздушном пространстве, а каждый рейс по альтернативному маршруту будет обходиться British Airways примерно на $10 тыс. дороже. Дополнительные издержки при закрытии транссибирского маршрута могут составить до $30 млн и выше, в зависимости от стоимости авиакеросина. При каждом рейсе из Европы в Азию и обратно по авиа-Транссибу перевозчики экономят до $80 тысяч. А пассажиры прибывают на 3-4 часа раньше, чем при путешествии через другой воздушный коридор.

В последние два года во всём мире наблюдается стремительный рост грузовых авиаперевозок – растёт электронная торговля, китайский «Алиэкспресс» бьёт рекорды по продажам во все страны мира, и Европа не является исключением. Британский карго-перевозчик British Airways World Cargo с введением санкций со стороны Великобритании против России лишился конкурентных преимуществ в этом сегменте рынка грузовых перевозок. Это не считая того, сколько коммерческих грузов доставлялось на остров регулярными рейсами пассажирских самолётов.

Так и хочется предложить Лохматому взять ниточку, приложить её на глобусе одним концом к Лондону, другим – например, к Токио и посмотреть, как проходит кратчайший маршрут.

Вопрос, каким местом думают санкционеры, повис в воздухе...

Кратчайший маршрут из Лондона в Токио / © Google.com

Вводя санкции против «Аэрофлота» Великобритания, видимо, руководствовалась тем, что кроме запрета летать в Лондон, авиакомпания понесёт также убытки из-за сокращения роялти от транссибирских перелётов, которые не заплатит в российскую казну British Airways, а российская компания с госучастием не получит часть этих отчислений.

Зарубежные авиакомпании получили доступ к полётам над Сибирью по удобным и экономичным маршрутам в 1970-х годах, и тогда же СССР начал брать роялти с иностранных перевозчиков за использование этих маршрутов. «Аэрофлот» был главным выгодополучателем от этой сделки являясь единственной авиакомпанией, которая существовала в стране в то время.

Система платежей за полёты над Сибирью существует по сей день, и часть денег по-прежнему получает «Аэрофлот». Размер выплат никогда не раскрывался, а оценки сильно разнятся. В 2015 году источники «Ведомостей» говорили о сумме в $300-500 млн в год. Оценку в 420 млн долларов приводила Еврокомиссия. По оценке «Коммерсанта», это $600-800 млн в год. Но потери российского перевозчика будут несопоставимы с тем, что потеряет британская авиакомпания – размер роялти позволял ей получать прибыль от перевозок через Сибирь и арктические районы России в Японию, Китай, Южную Корею и другие страны ЮВА.

25 февраля ещё один персонаж европейской политики – фрау Урсула фон дер Ляйен – заявила, что Евросоюз запретит продажу самолётов и оборудования российским авиакомпаниям. Она не уточнила, каких самолётов, но вряд ли речь шла о «боингах». Можно только предположить как напряглись в Airbus, обрадовались в Boeing, оторопели в Lufthansa и Air France, кинулись к телефонам менеджеры китайских авиакомпаний, чтобы начать предварительные переговоры о замещении европейских на освобождающихся маршрутах, а в Вашингтоне потеряли дар речи все, кто только мог, от того профита, что получит Китай.

PS Бывший премьер-министр Италии и экс-глава Еврокомиссии Романо Проди считает, что эффект от санкций в отношении России будет асимметричным и они дорого обойдутся Европе. Соответствующее мнение он выразил в опубликованном 25 февраля интервью газете Corriere della Sera.

«Я знаю, что санкции неизбежны, но я хотел бы обратить внимание на то, что их воздействие будет полностью асимметричным. Они дорого обойдутся Европе, в частности Италии и Германии. Они обойдутся гораздо дешевле Соединённым Штатам, которые так на них настаивают, но не имеют таких же торговых отношений с Россией, как у нас», – отметил Проди.

Вопрос: «Вы каким местом думаете, господа?» оказался риторическим.

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»


Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (11 оценок, среднее: 4,64 из 5)
Загрузка...