В конце октября, с окончанием весенне-летней навигации 2024 года, авиакомпании British Airways и Virgin Atlantic прекратят полёты между Лондоном и Пекином. Эта мера вынужденная и связана с невозможностью выполнять трансконтинентальные рейсы по маршруту в воздушном пространстве Российской Федерации.
Облёт территории России усложняет полёты, приводит к повышенным расходам, а спрос в крупнейшей азиатской экономике остаётся слабым, что в совокупности не даёт возможности конкурировать с китайскими перевозчиками, которые продолжают летать по кратчайшему маршруту из Европы в Китай,
В British Airways заявили, что приостановят полёты до ноября 2025 года и пересмотрят своё расписание. При этом British Airways продолжит выполнять ежедневные рейсы в Шанхай и Гонконг, говорится в заявлении.
Ряд европейских авиакомпаний сократили количество рейсов в Китай из-за снижения спроса и увеличения времени полётов, вызванного облётом воздушного пространства России. Приостановка полётов в Пекин знаменует собой разворот для BA, которая в январе этого года заявила, что удвоит до 100 человек штат бортпроводников, говорящих на китайском языке, чтобы удовлетворить высокий спрос на туристические поездки премиум-класса. Сейчас на материковый Китай British Airways выполняет 11 рейсов в неделю.
Европейские политики считают, что Земля имеет форму плоского диска. Но это не так
В этом месяце главный исполнительный директор IAG SA, владеющей BA, Луис Гальего заявил, что группа сейчас видит слабость в Китае и азиатском регионе в целом, а авиакомпании, включая Deutsche Lufthansa AG, указали на замедление спроса между Европой и континентом. BA впервые начала летать в Китай в 1980 году и прекратила полёты только в 2020 году после вспышки пандемии Covid-19.
Приостановка полётов в Пекин произошла через несколько дней после того, как авиакомпания отменила один из двух своих ежедневных рейсов в Гонконг. Virgin Atlantic также прекращает полёты в Китай с октября из-за невозможности использовать воздушное пространство России. В Европе считают, что китайские перевозчики имеют «несправедливое преимущество» перед европейскими.
Британские авиаперевозчики использовали российское воздушное пространство для полётов в страны Юго-Восточной Азии, а также в Японию, Китай и Корею. В среднем по транссибирскому маршруту ежедневно выполнялось более 50 транзитных рейсов. С весны 2022 года британские, европейские, американские и некоторые азиатские авиакомпании не летают над Россией, им приходится выбирать маршруты облёта, что увеличивает продолжительность рейсов и экономически существенно усложняет авиасообщение между Европой и Азией.
С 24 февраля 2022 года Великобритания запретила «Аэрофлоту» выполнять полёты в Лондон и использовать своё воздушное пространство. Вслед за этим полёты над всей территорией Евросоюза были запрещены для всех российских авиакомпаний. Росавиация ответила зеркально, закрыв воздушное пространство России для перевозчиков из недружественных стран: Евросоюз, Великобритания, Япония, Южная Корея, США. Китайские перевозчики, а также авиакомпании с Ближнего Востока и из Индии продолжают летать над Россией, что даёт им конкурентное преимущество по стоимости и времени.
Авиакомпании США требуют ограничить полёты конкурентов через Россию
По приблизительным оценкам, на долю европейских авиакомпаний приходилось не менее 30% рейсов, которые выполнялись через российское воздушное пространство, а каждый рейс по альтернативному южному маршруту через Турцию, Казахстан, Узбекистан и Китай обходится British Airways примерно на $10 тыс. дороже, а пассажиры прибывают на 3-4 часа позже, чем при путешествии через Транссибирский воздушный коридор.
Бывший премьер-министр Италии и экс-глава Еврокомиссии Романо Проди
«Я знаю, что санкции неизбежны, но я хотел бы обратить внимание на то, что их воздействие будет полностью асимметричным. Они дорого обойдутся Европе, в частности Италии и Германии. Они обойдутся гораздо дешевле Соединённым Штатам, которые так на них настаивают, но не имеют таких же торговых отношений с Россией, как у нас», – отметил Проди.