Европейские авиакомпании задыхаются в санкционных пакетах

Finnair – наиболее пострадавшая авиакомпания из-за потери доступа к российскому воздушному пространству / Фото: © Masakatsu Ukon / лицензия Creative Commons

В конце февраля-2022 на нашем сайте вышла статья, в которой было высказано предположение, что западноевропейские политики считают нашу планету, не шарообразной, а плоским диском, потому что траектории полёта между двумя точками на карте и на глобусе отличаются кардинальным образом. И то, что на карте выглядит прямым оптимальным маршрутом, на глобусе становится неприемлемым с точки зрения экономики гражданской авиации.

«С 24 февраля 2022 года Великобритания запретила "Аэрофлоту" выполнять полёты в Лондон и использовать своё воздушное пространство. В ответ Росавиация ввела запрет для британских перевозчиков летать над Россией. Транссибирский маршрут для Британии закрылся», – говорится в статье.

Следом за Лондоном, Евросоюз запретил всем российским авиакомпаниям выполнять полёты в своём воздушном пространстве. Россия в ответ на эти действия ввела зеркальный запрет для европейских и части азиатских перевозчиков. О том, что европейские авиакомпании, которые летали в Японию, Южную Корею, Китай и другие страны Юго-Восточной Азии, потеряют конкурентоспособность по отношению к китайским и ближневосточным перевозчикам, говорилось много, в том числе и на сайте «Авиация России». Спустя почти десять месяцев этот факт признали в Европе.

Европейские политики считают, что Земля имеет форму плоского диска. Но это не так

По оценкам Минтранса РФ, дополнительные расходы перевозчиков 19 стран (США, Канада, Великобритания, Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция) в условиях ограничения на использование воздушного пространства РФ составляют более $37,5 млн еженедельно. Как следствие, растут цены на билеты и перевозку грузов, что неизбежно ложится на пассажиров и грузоотправителей.

Наиболее пострадавшей называют авиакомпанию Finnair. Свой бизнес перевозчик строил на недорогих стыковочных рейсах через свой авиахаб в Хельсинки при полётах по Транссибирскому маршруту в Юго-Восточную Азию, Японию, Китай и Корею.

Из-за обхода российского воздушного пространства полёт в Токийский аэропорт Нарита из Хельсинки занимает на три-четыре часа больше, чем обычно. Удлинение пути означает повышение расходов на топливо. Согласно отчёту авиакомпании, стоимость топлива за первые шесть месяцев 2022 года выросла вдвое, и сейчас на его закупку приходится 55% расходов Finnair по сравнению с 30% в декабре 2021 года. Операционный убыток компании за первую половину 2022 года составил рекордные 133 млн евро, из которых до 51 млн евро приходится на резко возросшую цену топлива, что ставит перевозчика на грань банкротства.

Перелёт самолёта Finnair с Санта-Клаусом на борту из Хельсинки в Токио в декабре 2022 года. По данным Flightradar24.com

6 декабря глава Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Вилли Уолш заявил на брифинге для журналистов в Женеве, что послевоенное восстановление российского воздушного пространства является важной задачей для авиационной отрасли, учитывая проблемы с перегруженностью и конкуренцией, вызванные текущей ситуацией. Он объяснил, что заторы над Европой усугубляются ограничениями воздушного пространства над Беларусью, Россией и Украиной, что создаёт серьёзную проблему в регионе.

«Проблема в том, что если воздушное пространство России для некоторых открыто, то вы должны задаться вопросом, почему оно закрыто не для всех. Это дебаты, которые нам предстоит провести в 2023 году», — заявил чиновник.

Он высказал опасения, что после ослабления противоковидных ограничений в Китае в 2023 году, китайские авиакомпании получат конкурентное преимущество перед европейскими коллегами на маршрутах Азия-Европа, учитывая, что они продолжают летать над Россией.

«Мы должны рассмотреть вопрос об открытии российского воздушного пространства, чтобы оно было доступно всем авиакомпаниям для транзита по традиционным сибирским маршрутам, чтобы Европа могла получить доступ к Азии наиболее эффективным способом, – сказал Уолш и добавил – в долгосрочной перспективе нам придётся увидеть возвращение к более нормальной работе».

Американские авиакомпании и авиастроители: «а нас-то за что?»

По словам главы IATA, в последние недели авиакомпании континента начали лоббировать в Брюсселе пересмотр запрета на использование воздушного пространства России. Здесь нужно обратить внимание на формулировки госп. Уолша, а именно вот на эту: «мы должны рассмотреть вопрос об открытии российского воздушного пространства». Он очень точно сформулировал мысль, что ключи от российского неба находятся в Брюсселе, а лоббирование своих интересов – это логичные действия руководителей европейской авиаотрасли, они также прекрасно осведомлены, где находится «открывашка» российского воздушного пространства, и это отнюдь не Росавиация. Слова Вилли Уолша в первую очередь адресованы руководству Евросоюза - только от еврочиновников зависит, когда европейцы смогут вернуться в российское небо. Власти ЕС своими запретами для российских авиакомпаний вызвали лишь ответную реакцию Москвы.

Таким образом, возобновление полётов через территорию России для европейских перевозчиков возможно только на паритетной основе – снимайте запреты на полёты в воздушном пространстве Европы для российских авиакомпаний, только после этого появится возможность для начала переговоров о восстановлении нормальных деловых взаимоотношений, и то, если Россия посчитает нужным вести такие переговоры с учётом списка недружественных стран, проблемами с выдачей виз и общим нежеланием в Европе видеть россиян.

Но есть и ещё один адресат, к которому обращается руководитель IATA – это киевский персонаж в грязно-Zелёной толстовке. IATA таким образом присоединяется к многочисленным призывам к началу переговоров с Россией, потому что Европа уже задыхается в объятиях своих же санкций, и чтобы хоть немного ослабить удавку, нужно дождаться окончания СВО: «Мы должны надеяться, что война закончится», – подводит итог Вилли Уолш.

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (17 оценок, среднее: 4,29 из 5)
Загрузка...