Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) выпустило информационный бюллетень, в котором ужесточило рекомендации по использованию воздушного пространства Российской Федерации, фактически предложив авиакомпаниям третьих стран облетать практически всю европейскую часть страны.
Рекомендации, размещенные на сайте регулятора, предписывают перевозчикам избегать полётов в воздушном пространстве России к западу от 60-го меридиана на всех эшелонах. Под действие этих мер попадают районы воздушных зон Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и Самары, которые в совокупности охватывают значительную часть западной России. Срок действия указанных рекомендаций установлен до 31 июля 2025 года, они распространяются на авиакомпании третьих стран, имеющих авторизацию EASA.
Европейские, американские, южно-корейские и японские авиаперевозчики не имеют доступа в воздушное пространство России с марта 2022 года, когда Росавиация ввела зеркальные ограничения в ответ на запрет российским авиакомпаниям летать над территорией Евросоюза. Авиакомпании дружественных России стран, таких, как Китай, Индия, Узбекистан, страны Залива пользуются наиболее оптимальными маршрутами в воздушном пространстве РФ и получают конкурентные преимущества при трансконтинентальных перелётах в Европу и США.
«Бюллетень CZIB выпущен на основе информации, имеющейся в настоящее время у государств-членов ЕС, EASA и Европейской комиссии, для обмена необходимыми сведениями с целью обеспечения безопасности полётов над зонами повышенного риска и обозначения областей с высоким уровнем риска. Продолжающийся конфликт, возникший в результате вторжения России в Украину, создаёт риск непреднамеренного поражения гражданских самолётов в воздушном пространстве Российской Федерации из-за возможных недостатков в координации между гражданскими и военными и вероятности ошибочной идентификации», – говорится в информационном бюллетене.
EASA, как и вся Европа, идёт на поводу у киевского режима, указывая на активизацию российских систем противовоздушной обороны, «способных работать на всех высотах, в ответ на запуски украинских ракет и беспилотников вглубь российской территории, включая крупные международные аэропорты», умалчивая и не осуждая такие запуски, которые по сути являются террористическими атаками на гражданские объекты.
Поводом для выпуска бюллетеня EASA послужила атака украинских БПЛА на объекты в Грозном и Махачкале, в результате отражения которой 25 декабря 2024 года произошёл инцидент с рейсом 8243 авиакомпании Azerbaijan Airlines в казахстанском Актау.
Авиакомпании США требуют ограничить полёты конкурентов через Россию
Ограничение на использование воздушного пространства РФ провоцирует существенные дополнительные расходы для перевозчиков из недружественных России стран. По подсчётам Министерства транспорта Российской Федерации, в марте 2022 года данные расходы превышали 37,5 миллионов долларов США еженедельно.
Вследствие сложившейся ситуации, когда западные авиакомпании вынуждены облетать территорию России, наибольшее конкурентное преимущество получили авиакомпании из Китайской Народной Республики и стран Персидского залива. К примеру, маршрут из Лондона в Токио через воздушное пространство Российской Федерации по Транссибирскому коридору составляет 9500 километров, в то время как обходной маршрут увеличивает расстояние до 12000 километров, что является существенной разницей и влияет на время полёта и затраты топлива.
Усилиями Брюсселя Европа проиграла конкуренцию Китаю в авиаперевозках
Генеральный директор KLM Марьян Ринтель и глава Air France-KLM Бен Смит заявляли в 2023-2024 годах о «нечестной» конкуренции с китайскими авиакомпаниями, которые пользуются разрешением летать через воздушное пространство Российской Федерации. Авиакомпании British Airways и Virgin Atlantic вынуждены были прекратить полёты между Лондоном и Пекином в конце октября 2024 года, из-за невозможности конкурировать с китайскими перевозчиками, которые не испытывают сложностей с трансконтинентальными перелётами.
Замалчивая террористические атаки киевского режима на гражданские объекты на территории России, Еврокомиссия тем самым поощряет подобные действий со стороны Украины. EASA при этом выступает не как агентство по безопасности авиасообщения, а как покровитель террористов и инструмент в конкурентной борьбе Евросоюза, в первую очередь, с китайскими авиакомпаниями.
Артём Кириллов
для сайта «Авиация России»