Решение европейских государств, США и Великобритании об одностороннем прекращении полётов для российских авиакомпаний вызвало ответную меру российских авиавластей – были введены зеркальные ограничения на использование воздушного пространства России гражданскими воздушными судами зарубежных авиакомпаний. Это крайне негативно отразилось на гражданах самих этих государств – теперь им приходится и платить больше, и лететь дольше.
«Ежедневно через российское воздушное пространство, в том числе с использованием такого популярного воздушного коридора как Транссибирский маршрут, проходили сотни иностранных рейсов из Европы, Великобритании, Канады и США в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока. При этом наблюдается постоянный рост количества таких полетов. Например, за первые 2 месяца 2022 года выполнено 31,4 тыс. транзитных рейсов с использованием воздушного пространства России, что на 21 % больше, чем годом ранее», – рассказали в
В результате вынужденной ответной меры, введённой в отношении зарубежных перевозчиков, наибольшие конкурентные преимущества получили авиакомпании Китайской Народной Республики и государств Персидского залива. К примеру, дальность перелёта из Лондона в Токио через Россию по Транссибирскому маршруту – кратчайшему воздушному пути между Европой и Юго-Восточной Азией – составляет 9 тыс. 500 км, а с использованием альтернативного маршрута – почти 12 тыс. км.
Таким образом, альтернативные маршруты значительно увеличивают время полётов – более чем на 2 часа. Это влечёт за собой рост себестоимости перевозки, прежде всего за счёт увеличения количества используемого топлива.
По оценкам Минтранса РФ, дополнительные расходы перевозчиков 19 стран (США, Канада, Великобритания, Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция) в условиях ограничения на использование воздушного пространства РФ составляют более 37,5 млн долл. США еженедельно. Как следствие, растут цены на билеты и перевозку грузов, что неизбежно ложится на пассажиров и грузоотправителей.
«Конечно, мы не были заинтересованы в том, чтобы вводить какие-либо ограничения для зарубежных перевозчиков. Но решения авиационных властей ряда иностранных государств не оставили нам выбора, и в соответствии со всеми международными нормами были приняты "зеркальные" меры», – отметил министр транспорта Виталий Савельев.