Минобороны России планирует заменить легендарный самолёт-разведчик Ил-20, ему на смену придёт машина на базе лёгкого пассажирского турбовинтового самолёта Ил-114-300. Об этом
Ил-20 — одна из самых закрытых и старых машин в авиационном парке российских Воздушно-космических сил. Эти самолёты, принятые на вооружение в 1969-м, ищут излучение радиоэлектронных систем, а также скрытые объекты противника. Работают Ил-20 не только в военное, но и в мирное время. В годы холодной войны в ВВС стран НАТО «двадцатые» получили прозвище «верный друг». Они почти 50 лет совершают полёты в районах проведения учений, манёвров кораблей, развёртывания средств противовоздушной обороны стран Североатлантического альянса.
Работы по Ил-20М были начаты в 1968 году. Официально «двадцатый» — это самолёт комплексной радиоэлектронной и фоторазведки, а тпкже радиоперехвата. Внешне от традиционного Ил-18 «верный друг» отличается подвешенной под фюзеляж гондолой с бортовым оборудованием, а также квадратными антеннами в носовой части машины. Экипаж самолёта — пять человек. Помимо пилотов на борту находятся операторы бортовых систем разведки. Для удобства длительной работы экипажа Ил-20 оборудован кухней и местами отдыха.
В 1969 году Ил-20М был принят на вооружение. За время эксплуатации самолёт несколько раз модернизировался. Долголетие Ил-20 связано с уникальными лётными характеристиками его базы — пассажирского Ил-18. Хотя давно требовалось обновление, до появления Ил-114-300 заменить эти машины фактически было нечем.
В Главном командовании Воздушно-космических сил рассказали что, сейчас формируются тактико-технические требования к новому самолёту-разведчику на базе Ил-114-300. Ожидается, что работы по новой машине начнутся сразу после того, как новый пассажирский самолёт поднимется в воздух.
Ил-114-300 — глубоко модернизированная версия пассажирского турбовинтового самолёта Ил-114-100, который был разработан в 1980-е и выпускался на Ташкентском авиазаводе в 1990–1998 годах. Обновлённая версия машины получит новые двигатели ТВ7-117СТ-01, стеклянную кабину с пятью жидкокристаллическими дисплеями, облегченный за счёт композитов планер. Это будет современный самолёт с улучшенной на 30% топливной эффективностью по сравнению с предшественником. Ил-114-300 будет выпускать завод корпорации «МиГ» в подмосковных Луховицах. План предусматривает строительство с 2021 по 2030 год не менее 100 таких судов. Из них 50 — для коммерческих авиаперевозчиков, 35 — государственным заказчикам и ещё 15 — на экспорт. Основным госзаказчиком рассматривается Минобороны.