Евгений Каблов: наша задача — создать полный аналог иностранного углеволокна

Крыло, центроплан и оперение самолёта МС-21 производятся из полимерно-композиционных материалов. Волокно и смола для этих изделий поставлялись из США. В сентябре 2018 года поставки из-за введённых против российских предприятий санкций были остановлены. О том, как Россия выходит из сложившейся ситуации рассказал в интервью телеканалу "Звезда" генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ), академик РАН, профессор Евгений Каблов.

По его словам, корпорация "Иркут" закладывала в проект МС-21 американские материалы по той причине, что в середине 2000-х годов Россия не располагала технологиями изготовления углеволокна на основе прекурсоров полиакрилонитрила (ПАН) с характеристиками нитей уровня Т700-Т800 зарубежного производства.

После остановки поставок необходимость в наличии собственных технологий обозначилась особо остро. Учёным пришлось искать замену волокнам Solvay Т800.

МС-21 с крылом из российских ПКМ получит дополнение к сертификату типа в конце 2020 года

"Когда американцы ввели санкции и перестали поставлять волокна, встала задача найти импортозамещение, - сказал гендиректор ВИАМ. - Да, работа идёт, но есть некоторые проблемы. Важно, чтобы был полный аналог тех волокон, из которых уже построены самолёты и проходят сертификацию, иначе придётся всё делать по новой. А это не по государственному", - добавил Евгений Каблов.

Он отметил, что в СССР композиты получили развитие после обращения тогдашнего руководителя ВИАМ А.Т. Туманова в Военно-промышленную комиссию о необходимости развивать производство ПКМ. Обращение было поддержано. Но Андрей Туполев и Сергей Ильюшин отказались использовать ПКМ, заявив, что "мы самолёты из тряпок делать не будем". В свою очередь Олег Антонов в использовании композиционных материалов продвинулся очень далеко. В тяжелых транспортных самолётах "Ан" был очень большой объём применения ПКМ.

Как рассказал Евгений Каблов, тогда за два года в СССР были созданы две подотрасли производства полимерных композитов - производство углеволокна и производство связующей смолы. "Советский Союз имел паритет с Соединёнными Штатами в изготовлении волокон и применения ПКМ в военном самолётостроении, Япония развивала их использование в гражданских областях", - заключил гендиректор ВИАМ.

Евгений Каблов: для импортозамещения композитов в МС-21 все решения есть

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (12 оценок, среднее: 4,58 из 5)
Загрузка...