В октябре опытные МС-21 летают в Псковскую область в район Великих Лук. Эти сертификационные полёты выполняются с целью мониторинга выдерживания высоты полёта в системе RVSM – сокращённом до 300 м высотном эшелонировании. Проход над Великими Луками необходим, т.к. именно здесь расположена ближайшая к Москве точка наземной многопозиционной системы наблюдения.
17 октября 2021 года самолёт B737-500, следовавший из Москвы в Нур-Султан, после взлёта полетел не на восток, как положено, а на запад. В районе Великих Лук лайнер развернулся и далее проследовал по своему обычному маршруту в столицу Казахстана. Этим рейсом в Нур-Султан летел российский журналист
«Странная история приключилась с нашей командой. Летели мы в Казахстан из Внуково, но после взлёта наш Боинг 737-500 казахстанской авиакомпании Scat полетел не на восток, а в прямо противоположную сторону. И это не была схема выхода – мы набрали высоту 10 тыс и уверенно приближались к белорусской границе, то есть успели отлететь от Москвы примерно на 350 км. Потом развернулись и полетели куда предполагалось. Манёвр добавил к полётному времени ровно час. Давайте исключим шутки про Ryanair, у меня вопрос в первую очередь к подписанным на меня проф. пилотам – что это было? ну и @scat.airlines тоже интересно что скажут», –
В пресс-службе перевозчика Алексею ответили, что манёвр самолёта связан с требованием прохождения бортом точки HMU в соответствии с международными нормами мониторинга воздушных судов в зоне сокращённого минимума высотного эшелонирования – RVSM (
«Существует требование прохождения вышеуказанного мониторинга с периодичностью один раз в 2 года. Ближайшая
Чтобы пассажирские самолёты имели возможность безопасно летать на встречных курсах, их рассредотачивают по высоте полёта, это называется высотным эшелонированием. В СССР
Правило выбора эшелона простое: при полёте на восток нужно занимать нечётные эшелоны, на запад – чётные. В России из этого правила есть
17 ноября 2011 года на территории России было
«Ну а при чём здесь МС-21?», – спросите вы.
Полёты МС-21 по программе сертификационных испытаний проходят в юго-восточном секторе Подмосковья, где пассажирское воздушное сообщение практически отсутствует за исключением небольшого трафика воздушных судов, использующих аэропорт Жуковский. Кроме того, схемы взлёта и захода на посадку аэропорта не предполагают вход коммерческих ВС в зону аэродрома ЛИИ им. Громова, где обычно выполняются испытательные полёты.
В тоже время уже в следующем году авиакомпания «Россия» приступит на МС-21 к коммерческим пассажирским перевозкам. Лайнер будет летать на маршрутах с интенсивным воздушным движением с высотой эшелона 300 метров. Поэтому самолёт должен пройти мониторинг и подтвердить, что он готов к полётам в воздушном пространстве с использованием системы RVSM.
12 октября в район Великих Лук для прохождения мониторинга наземной многопозиционной системой наблюдения (HMU) летал борт 73051.
А вот так выглядит запись полёта МС-21-310 (73055), который состоялся 20 октября 2021 года:
Сертификационный полёт МС-21 (73055) в район Великих Лук выполнялся с целью мониторинга выдерживания высоты в системе RVSM. Проход над Великими Луками необходим, т.к. именно здесь расположена ближайшая к Москве точка HMU, над которой лайнер должен пролететь не меняя курса и высоты в течение 120 секунд.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»