МС-21 проходит сертификацию для подтверждения возможности эксплуатации в системе RVSM

Фото © Корпорация «Иркут»

В октябре опытные МС-21 летают в Псковскую область в район Великих Лук. Эти сертификационные полёты выполняются с целью мониторинга выдерживания высоты полёта в системе RVSM – сокращённом до 300 м высотном эшелонировании. Проход над Великими Луками необходим, т.к. именно здесь расположена ближайшая к Москве точка наземной многопозиционной системы наблюдения.

17 октября 2021 года самолёт B737-500, следовавший из Москвы в Нур-Султан, после взлёта полетел не на восток, как положено, а на запад. В районе Великих Лук лайнер развернулся и далее проследовал по своему обычному маршруту в столицу Казахстана. Этим рейсом в Нур-Султан летел российский журналист Алексей Пивоваров, и его заинтересовало, почему самолёт сделал такой крюк.

 
Полёт самолёта В737-500 авиакомпании SCAT для прохождения точки HMU над Великими Луками
17 октября 2021 г., рейс DV814.

«Странная история приключилась с нашей командой. Летели мы в Казахстан из Внуково, но после взлёта наш Боинг 737-500 казахстанской авиакомпании Scat полетел не на восток, а в прямо противоположную сторону. И это не была схема выхода – мы набрали высоту 10 тыс и уверенно приближались к белорусской границе, то есть успели отлететь от Москвы примерно на 350 км. Потом развернулись и полетели куда предполагалось. Манёвр добавил к полётному времени ровно час. Давайте исключим шутки про Ryanair, у меня вопрос в первую очередь к подписанным на меня проф. пилотам – что это было? ну и @scat.airlines тоже интересно что скажут», – написал журналист в Инстаграме.

В пресс-службе перевозчика Алексею ответили, что манёвр самолёта связан с требованием прохождения бортом точки HMU в соответствии с международными нормами мониторинга воздушных судов в зоне сокращённого минимума высотного эшелонирования – RVSM (Reduce Vertical Separation Minimum).

«Существует требование прохождения вышеуказанного мониторинга с периодичностью один раз в 2 года. Ближайшая точка мониторинга находится в городе Великие Луки. Наземная многопозиционная система наблюдения HMU выполняет измерение показаний воздушных судов в период полёта. Для соответствия требованиям воздушное судно должно выполнять горизонтальный полёт без изменения курсов в течение 120 секунд в зоне действия HMU. В связи с этим требованием было запланировано выполнение маршрута с проходом над точкой HMU в городе Великие Луки», – пояснили в авиакомпании SCAT.

Чтобы пассажирские самолёты имели возможность безопасно летать на встречных курсах, их рассредотачивают по высоте полёта, это называется высотным эшелонированием. В СССР система высотного эшелонирования была принята в 1945 году. В приказе ГУ ГВФ №233 от 20 ноября 1945 года была утверждена «Инструкция по эшелонированию полётов самолётов по высотам». Приказом устанавливалось: «Для обеспечения безопасности полётов в сложных метеорологических условиях и ограниченной горизонтальной видимости, а также в ночное время суток, в связи с увеличением интенсивности полётов на воздушных линиях ГВФ установить с 15 декабря 1945 г. эшелонирование полётов самолётов по высотам на всех 10 воздушных линиях по правилам, изложенным в Инструкции по эшелонированию полётов самолётов по высотам».


Правило выбора эшелона простое: при полёте на восток нужно занимать нечётные эшелоны, на запад – чётные. В России из этого правила есть исключение. Существует специальная операционная процедура «Использование северо-южного эшелонирования для части воздушного пространства сектора Ростов-контроль». В западной части этого сектора, в районах аэродромов Ростов и Краснодар, применяется эшелонирование север-юг: в северном направлении используются чётные эшелоны, в южном – нечётные.

17 ноября 2011 года на территории России было введено эшелонирование RVSM на основе номерных эшелонов, наименование которых соответствует высоте в сотнях футов. RVSM устанавливает уменьшение с 2000 до 1000 футов вертикального расстояния между самолётами, летящими в интервале эшелонов FL290 (29 000 футов) и FL410 (41 000 футов). В Международной системе единиц (СИ) RVSM выражено в сокращении эшелона с 600 до 300 метров между высотами 8 850 и 12 500 м.

«Ну а при чём здесь МС-21?», – спросите вы.

Полёты МС-21 по программе сертификационных испытаний проходят в юго-восточном секторе Подмосковья, где пассажирское воздушное сообщение практически отсутствует за исключением небольшого трафика воздушных судов, использующих аэропорт Жуковский. Кроме того, схемы взлёта и захода на посадку аэропорта не предполагают вход коммерческих ВС в зону аэродрома ЛИИ им. Громова, где обычно выполняются испытательные полёты.

В тоже время уже в следующем году авиакомпания «Россия» приступит на МС-21 к коммерческим пассажирским перевозкам. Лайнер будет летать на маршрутах с интенсивным воздушным движением с высотой эшелона 300 метров. Поэтому самолёт должен пройти мониторинг и подтвердить, что он готов к полётам в воздушном пространстве с использованием системы RVSM.

МС-21 73051, 12 октября 2021 г. – проход над точкой HMU в Великих Луках.

12 октября в район Великих Лук для прохождения мониторинга наземной многопозиционной системой наблюдения (HMU) летал борт 73051.

А вот так выглядит запись полёта МС-21-310 (73055), который состоялся 20 октября 2021 года:

Сертификационный полёт МС-21 (73055) в район Великих Лук выполнялся с целью мониторинга выдерживания высоты в системе RVSM. Проход над Великими Луками необходим, т.к. именно здесь расположена ближайшая к Москве точка HMU, над которой лайнер должен пролететь не меняя курса и высоты в течение 120 секунд.

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»



Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (9 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...