Композитные элементы могут быть повреждены как в производстве, так и в процессе эксплуатации в составе самолёта, а скопления воды в сотовых конструкциях на высоте способны превратиться в лёд и разрушить детали лайнера. Во избежание авиационных происшествий с воздушными судами, фюзеляж, крыло и оперение которых изготовлены из полимерных композиционных материалов (ПКМ), необходимо своевременно и корректно оценивать их состояние.
Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) совместно со специалистами технологического стартапа «Солютерм» разработали комплекс технологий, предназначенных для выявления дефектов и повреждений авиационных конструкций из ПКМ. Инновационные продукты комплекса состоят из ударочувствительного покрытия обшивки воздушных судов, лазерного ультразвукового дефектоскопа-глубиномера и аппаратно-программного комплекс Solirt Pro.
Атмосферостойкое ударочувствительное покрытие обшивки планера, предназначенное для определения мест ударов, термически стабильно в диапазоне температур от -60°С до +100°С, устойчиво к воздействию плесневых грибков, минеральных масел и органических растворителей. В ЦАГИ рассчитывают в ближайшее время завершить его сертификацию.
Лазерный ультразвуковой дефектоскоп-глубиномер способен с высокой точностью определять глубину и размеры малозаметных ударных повреждений композитных агрегатов и оценивать внутренние разрушения материала. В настоящее время создан действующий макет прибора.
Аппаратно-программный комплекс инфракрасной термографии Solirt Pro позволяет обнаруживать скрытые производственные и эксплуатационные дефекты в композиционной обшивке фюзеляжа и крыла самолётов посредством теплового контроля. В 2023 году был изготовлен первый предсерийный образец комплекса, в настоящее время проводятся его испытания и доводка.
Работы по созданию методов неразрушающего контроля компания «Солютерм» начала в 2014 году. В настоящее время это дочернее предприятие института, ответственное за доведение технологий до серийного продукта, и резидент Технопарка ЦАГИ. Ещё несколько лет назад Solirt Pro создавался при участии концерна Airbus Innovations. После введения антироссийских санкций и ухода Airbus с российского рынка ЦАГИ и «Солютерм» продолжили развивать эту технологию самостоятельно.
К проекту «Солютерм» присоединился новый стратегический партнёр ЦАГИ, ООО «Научно-инженерная компания» (ООО «НИК»), имеющая многолетний опыт сотрудничества с компанией Boeing. Таким образом, были объединены компетенции отечественных научных центров, новые инженерные подходы ведущих производственных предприятий и понимание лучших западных практик, что позволило сформировать научно-технический задел для инновационных разработок. На новой этапе исследований неразрушающего контроля композитных конструкций специалисты компаний-партнёров разрабатывают линейку автоматизированных аппаратно-программных комплексов для термографической активной дефектоскопии ПКМ на базе нейросетей.
Институт и компания «Солютерм» планируют использовать технологии неразрушающего контроля для беспилотной авиации. В 2024–2025 годах будет создана новая версия наземного измерительно-вычислительного комплекса для обнаружения неисправностей и дефектов в композитных структурах пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. Ожидается, что часть проекта будет реализована на площадке Технопарка ЦАГИ, специализирующегося на высоких технологиях.