Ударный вертолёт Ми-28НМ «Ночной охотник», в НАТО его называют «Опустошитель»

Концепция поддержки сухопутных войск с воздуха хорошо вооруженными боевыми вертолётами – появилась в конце 1950-х годов. Взлетевший в 1969 году Ми-24 «Крокодил» конструктора Михаила Миля стал первым в СССР и вторым в мире специализированным боевым вертолётом. Его последователь - Ми-28 был создан в результате соперничества ОКБ Миля и ОКБ Камова за право создания новой ударной машины, способной противостоять американскому ударному вертолёту «Апач» и заменить устаревшие Ми-24. Долгое время Ми-28 и камовский Ка-50 шли в испытаниях примерно на равных, но в итоге военные отдали предпочтение «воздушному танку» Миля. В 1982 году Ми-28 впервые поднялся в воздух.


Задачами нового летательного аппарата стали поддержка сухопутных войск и десанта, уничтожение живой силы, наземной бронетехники и малоскоростных воздушных целей. На испытаниях вертолёт отлично показал себя и подтвердил лётные и технические характеристики, поставленные в задании Минобороны.

Спустя 14 лет вертолёт был модернизирован в Ми-28Н, который первым из «двадцать восьмых» пошёл в серию. Эта модель создавалась милевцами специально для армейской авиации в то время, когда вертолёты массово переводились из ВВС в сухопутные войска. Новая машина должна была сохранить все качества Ми-28 и вдобавок соответствовать специфике сухопутных войск: работать не только днём, но и ночью, а также в любую погоду, иметь высокий уровень автономности и быть достаточно простой в эксплуатации и ремонте.

Первый полет Ми-28, 10 ноября 1982 г.
Первый полёт Ми-28, 10 ноября 1982 г.

Для реализации ночного режима боя ставка была сделана на глубокую интеграцию всего бортового оборудования. Усовершенствованное БРЭО позволило эффективно использовать мощь вертолёта в тёмное время суток, за что Ми-28Н получил название «Ночной охотник».

Ми-28Н подвластны такие «самолётные» фигуры высшего пилотажа, как «бочка», «горка», «мёртвая петля», также он может делать специфическую «воронку на хвост», летать задом и боком. Именно эти машины использует в своих выступлениях российская пилотажная группа «Беркуты». Высокая манёвренность Ми-28Н вместе с допустимой нормальной перегрузкой 2,5 единицы позволяет применять воздушные пируэты не только для украшения авиационных праздников, но и в качестве реальных боевых манёвров, от которых зависит выживание боевой машины.

Разработка модификации боевого вертолета Ми-28Н идёт по графику

Ми-28НМ "ночной модернизированный" – это модификация «Ночного охотника», его разработка началась в 2009 году. В ней учтены все замечания, которые получил Ми-28Н во время государственных испытаний. Еще одной задачей модернизации стала замена иностранных комплектующих на отечественные. Военные пилоты довольны новым вертолётом, который за свои качества уже получил от них уважительное прозвище «Николай Михайлович». В НАТО нашей авиационной технике дают свои названия, по кодификации Северо-Атлантического альянса Ми-28НМ - это "Опустошитель" (Havoc).

Разработчики сделали многое, чтобы экипажу «Ночного охотника» было удобно работать, особенно в темноте. Информация о работе систем и ходе полёта стала более обширной и наглядной. У вертолёта появилась новая прицельно-поисковая система, а в 2016 году в составе вертолёта прошли испытания нашлемной системы целеуказания "Охотник".

Изделие «Охотник» — инновационная система нашлемного целеуказания

Бронированная кабина защищает экипаж от бронебойных пуль и снарядов калибра до 20 мм. В штурманской кабине создана полноценная система управления машиной, так что даже в случае прямого попадания в кабину лётчика штурман сможет продолжить полёт. Подобная схема уже была реализована в учебно-боевой версии Ми-28УБ. По отзывам лётчиков-испытателей, кабина Ми-28НМ по размерам и шумоизоляции стала напоминать салон пассажирского самолёта.

Ключевым новшеством Ми-28НМ стал двигатель. Серийные Ми-28 оснащались силовыми установками ТВ3-117, основное производство которых осталось на Украине. В рамках импортозамещения в «ОДК-Климов» был разработан двигатель ВК-2500, собирающийся полностью из российских комплектующих. Его последняя модификация ВК-2500П и устанавливается на Ми-28НМ.

Новый двигатель отличается от базового модернизированной системой автоматического управления типа FADEC и противопожарной защитой, которые обеспечивают безопасность полётов, упрощают обслуживание и улучшают технические характеристики силовой установки в целом. Мощность двигателя значительно увеличилась, а ресурс до первого капитального ремонта вырос с 2000 до 3000 час/циклов. Кроме того, новый двигатель делает возможным применение «Ночного охотника» в широком диапазоне температур.

Ми-28Н «Ночной охотник» сменил украинские двигатели на российские

В Ми-28НМ используется конструкция предшественника, а самым заметным внешним отличием стала надвтулочная радиолокационная станция Н025. Этот шар, расположившийся над основным винтом вертолёта, помогает экипажу находить цели даже вне зоны видимости. Прежде подобное оборудование устанавливалось только на экспортные модели. Лопасти несущего винта выполнены из композиционных материалов, что позволяет им выдерживать попадание снарядов калибра 20-30 мм.

Концепция «воздушного танка» подразумевает возможность использования на вертолёте широкой номенклатуры вооружения. По-прежнему в арсенал Ми-28НМ входят различные типы управляемых и неуправляемых ракет. Также в 2019 году представители КБ Миля рассказали, что новый вертолёт получит первую в стране многофункциональную вертолетную ракету класса «воздух-воздух»/«воздух-поверхность» с головкой самонаведения. Ракета отличается повышенной дальностью, что позволяет экипажу уничтожать цели, не заходя в опасную зону.

Для собственной защиты Ми-28НМ оснащается лазерной станцией подавления, разработанной холдингом КРЭТ. Её работа заключается в создании фантомных целей для ракет противника, наводящихся на вертолёт с помощью лазера. Также в новой машине заложена очень перспективная функция взаимодействия с беспилотниками. При этом есть несколько сценариев работы – когда дрон выполняет функции целеуказания для Ми-28НМ или когда он управляется штурманом непосредственно с борта вертолёта.

Подписан контракт на поставку 98 вертолётов Ми-28НМ

Ми-28НМ выпускается на заводе «Роствертол» в Ростове-на-Дону. О боевых испытаниях опытного образца нового «Ночного охотника» в 2019 году рассказывал Сергей Шойгу. По словам министра обороны, Ми-28НМ принял участие в боевых действиях в Сирии, где машина успешно прошла проверку в условиях жаркого климата и пустыни. В том же году Министерство обороны заключило с холдингом «Вертолёты России» контракт на поставку 98 вертолётов Ми-28НМ до конца 2027 года.

28 октября в России отмечается День армейской авиации. Главным средством этого рода войск являются вертолёты различного назначения, в том числе, ударные. Вертолёты Ми-28 с 2013 года находятся на вооружении российской армии. В Госкорпорации "Ростех" нам рассказали, что вертолёт продолжает совершенствоваться, идут испытания, одновременно с которыми в сентябре 2020 года запущено серийное производство, и совсем скоро Ми-28НМ пополнит армейскую авиацию.


Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (7 оценок, среднее: 4,43 из 5)
Загрузка...