Прототип российского атмосферного спутника с распределённой системой автоматического управления успешно завершил лётные испытания. Цель создания аппарата - отработка и подтверждение технического облика беспилотного самолёта новой аэродинамической схемы. Проект реализуется Фондом перспективных исследований и научным коллективом компании «Тайбер» в рамках проекта «Разработка и испытание летающей лаборатории беспилотного высотного комплекса сверхдлительного функционирования, шифр «Сова», сообщает
Конечной целью выполнения проекта является экспериментальное подтверждение возможности обеспечения сверхдлительного полёта на всех широтах Российской Федерации, в том числе и на широтах выше 66,5 град. Начальным этапом проекта предусматривалось теоретическое и экспериментальное подтверждение реализуемости оригинального способа управления подъёмной силой крыла по всей его длине.
Первый прототип атмосферного спутника имеет 9-ти метровый размах крыла и предельно лёгкую конструкцию - 12 кг. Лётные испытания беспилотного аппарата, оснащенного солнечными панелями и аккумуляторными батареями, полностью подтвердили работоспособность принятых технических решений. Продолжительность экспериментального полёта составила 50 часов на высоте до 9000 м. Стоит отметить, что длительность полёта при этом была ограничена не возможностями модели, а исключительно решением руководителя испытаний о достаточности цикла для подтверждения заявленных характеристик.
Лётные тесты показали положительный баланс энергии после 2-х циклов работы энергетической системы спутника («день–ночь») с запасом энергии более 30%. В испытательных полётах аппарат показал высокую стабильность и стойкость к турбулентности в сложных метеоусловиях. Начало лётных испытаний второго прототипа комплекса «Сова» с размахом крыла 28 метров («высотный, с ретранслятором на борту» - 20 000 м.) запланировано на сентябрь 2016 года.
Уникальность российского беспилотного аппарата состоит в том, что конструкция, аэродинамика и система управления делают возможным полёт с более низким энергопотреблением по сравнению с аналогами, что расширяет географическую область полётов, а также лётный сезон. Революционный способ управления подъёмной силой крыла по всей его длине в полностью автоматическом режиме стал возможен благодаря инновационным алгоритмам синхронизации нескольких автопилотов. Кроме того, в системе энергообеспечения аппарата используются инновационные технологии, существенно повышающие его энерговооруженность.
«Создание эффективных солнечных батарей и лёгких аккумуляторов инициировало разработку атмосферных спутников во всём мире. Однако в связи с малой продолжительностью светового дня в зимнее время использование подобных аппаратов в средних и северных широтах является пока недостижимой целью. Используя гибкое, равномерно нагруженное крыло со сверхвысоким удлинением, распределенную систему управления, последние достижения российских ученых в области материаловедения и энергообеспечения мы намерены сдвинуть область полётов атмосферных спутников в северные широты»,
- прокомментировал разработку представитель ООО «Тайбер».
Российский атмосферный спутник поможет решить проблемы обеспечения длительного мониторинга наземных, воздушных и околоземных объектов на разных широтах земного шара, а также удовлетворить растущие телекоммуникационные запросы в различных сферах деятельности. Эти функции обычно выполняют космические аппараты, которые имеют высокую стоимость и при этом далеко не в полной мере удовлетворяют решению задач, особенно в части обеспечения реального масштаба времени наблюдения. Беспилотный аппарат на солнечной энергии выполнит эти миссии более эффективно и с меньшими затратами, чем искусственные спутники земли, пилотируемые летательные аппараты либо беспилотники на топливных элементах. Новая российская разработка предоставит уникальные возможности для применения как в гражданских отраслях экономики, так и для решения задач обороны и безопасности Российской Федерации.
Фото с сайта (с)