31 августа опытный самолёт МС-21-300 RA-73051 впервые выполнил посадку в тёмное время суток. В ходе полёта было проверено функционирование оборудования навигации и посадки, а также внешнего светотехнического оборудования. Для инструментального тестирования систем самолёт выполнил несколько проходов над взлётно-посадочной полосой аэродрома ЛИИ им. Громова с двух направлений на различных высотах. Все системы работали нормально.
* * *
В августе на заводе "Авиастар-СП" в Ульяновске началось изготовление установочной партии деталей для первых пяти серийных самолётов МС-21-300. Завод изготавливает комплекты панелей отсеков фюзеляжа, подкилевой отсек и отсек вспомогательной силовой установки (ВСУ), все 11 дверей на каждый самолёт, хвостовое оперение - киль и стабилизатор.
* * *
В сентябре прошёл аудит Объединённой авиастроительной корпорации на предмет создания и запуска в серийное производство лайнера МС-21. Общая стоимость программы оценивается аудиторами Счётной палаты примерно в 438 млрд рублей. На момент запуска программы и начала её государственного финансирования в 2008 году, стоимость создания лайнера оценивалась в 125 млрд руб. К 2017 году общие затраты на период с 2008 по 2025 годы выросли до 284 млрд руб.
Подробно о результатах аудита читайте в материале: Счётная палата оценила стоимость создания МС-21
* * *
Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) ведёт работу над созданием бортового комплекса обороны для МС-21. Комплекс предназначен для индивидуальной защиты самолётов и вертолётов от поражения авиационными и зенитными ракетными комплексами, а также зенитными артиллерийскими комплексами ПВО наземного и морского базирования. Он способен выявить угрозу атаки, может поражать и подавлять оптические головки самонаведения авиационных и зенитных управляемых ракет, включая головки самонаведения ракет переносных ЗРК.
* * *
В конце августа в ЦАГИ прошли сертификационные статические испытания крыла в составе планера самолёта на основной расчётный случай манёвра с максимальной вертикальной перегрузкой, равной 2‚5. В полёте авиалайнер может совершить такой манёвр, если возникнет необходимость резко набрать высоту.
К крылу прикладывались максимальные нагрузки (142,5% от эксплуатационных значений), а остальные агрегаты — фюзеляж, горизонтальное оперение и силовая установка — подверглись действию уравновешивающих нагрузок. Все элементы показали хорошее соответствие нормам прочности. Полученные результаты позволят специалистам снять ряд ограничений и расширить программу лётных испытаний авиалайнера.
* * *
13 сентября состоялся более чем трёх часовой испытательный полёт, в котором прошли проверки самолёта на сваливание. На одном из этапов полёта была достигнута минимальная скорость 111 км/час. Затем в течении 31 секунды самолёт снизился на 175 метров с 4023 до 3848 метров, набрав при этом скорость 200 км/час и стабилизировал горизонтальный полёт с небольшим набором высоты.
Подробно с графической иллюстрацией испытательного полёта читайте в материале: В Жуковском прошли испытания МС-21 на сваливание
* * *
Два лётчика-испытателя и инженер-испытатель Европейского агентства по безопасности полётов (EASA) прошли обучение и выполнили полёты на самолёте МС-21-300. На первом этапе специалисты EASA изучили конструкцию и руководство по лётной эксплуатации самолёта. В рамках второго этапа обучения, проводившегося на тренажёрах и стендах, были отработаны основные полётные режимы.
После завершения теоретической и стендовой подготовки представители EASA выполнили серию полётов на самолёте МС-21-300. В ходе полётов испытатели ознакомились с основными характеристиками устойчивости и управляемости машины, с заходом на посадку и уходом на второй круг, в том числе с имитацией отказа двигателя.
Участие лётчиков-испытателей EASA в испытаниях новой авиатехники является обязательным условием для её валидации европейскими авиавластями.
* * *