ЦАГИ разработал первый в России ГОСТ по тренажёрной подготовке экипажа БПЛА

БПЛА Hi-Fly Cargo. Фото: © Пресс-служба компании «Транспорт будущего»

Беспилотные авиационные системы (БАС) – одно из самых активно развивающихся направлений воздухоплавания, которое открывает новые возможности для укрепления экономики и наращивания технологического потенциала страны. Для планомерного поступательного развития БАС требует решения вопросов правового регулирования, и одним из ключевых здесь является – подготовка пилотов, способных управлять современными беспилотными системами.

В рамках программы Инфраструктурного центра 2.0 по направлению «Аэронет», Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) совместно с автономной некоммерческой организацией «Аналитический центр «АЭРОНЕТ» разработал проект государственного стандарта «Беспилотные авиационные системы. Технические средства обучения внешнего экипажа. Общие требования». ГОСТ предназначен для разработчиков БАС, технических средств обучения и авиационных тренажёров и основан на международном стандарте ISO 23665:2023 «Беспилотные авиационные системы (UAS). Подготовка персонала, занятого эксплуатацией БАС».

При разработке стандарта специалисты ЦАГИ также опирались на Федеральные авиационные правила по подготовке внешних пилотов-испытателей и рекомендации по лицензированию внешнего экипажа беспилотного воздушного судна Международного комитета авиационных властей по разработке нормативных документов в области БАС (JARUS).

«Подготовкой пилотов БВС сегодня занимаются самые разные организации – от коммерческих предприятий, производителей беспилотников, до вузов, разрабатывающих учебные программы по новым направлениям развития авиационной техники. Поэтому мы инициировали создание государственного стандарта на основе существующих правил и нормативов в части обучения внешних экипажей беспилотных летательных аппаратов, с учётом особенностей применения беспилотных авиационных систем в РФ», – рассказал начальник сектора научно-исследовательского центра БАС ФАУ «ЦАГИ» Марк Овсянников.

Оператор БПЛА должен иметь возможность немедленно взять на себя управление в особенности, если возникает нештатная ситуация, отказы систем и элементов конструкции. Управление беспилотными авиационными системами общего воздушного пространства предполагает ведение радиосвязи оператором с органами управления движением.

Технические средства обучения должны моделировать погодные условия, ветровое воздействие, сильные осадки в виде дождя и снега, турбулентность, состояние взлётно-посадочной полосы если обучение проходит на БПЛА самолётного типа и др. Такие навыки внешний пилот БПЛА приобретает при подготовке по специальным учебным программам и затем должен отработать их в процессе практической подготовки, в том числе и тренажёрной. Разработанный в ЦАГИ документ определяет уровень знаний и навыков пилота, а также общие требования к уровню имитируемых характеристик БАС/БПЛА.

Внедрение беспилотных авиационных систем в различные сферы, такие как грузоперевозки, мониторинг и спасательные операции, требует высокой квалификации пилотов, которые способны эффективно управлять этими системами. Государственный стандарт будет способствовать улучшению обучения пилотов БВС, обеспечивая высокий уровень профессионализма и безопасности в этой области, подчеркнули в ЦАГИ.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...