Наращивание производства среднемагистральных самолётов Ту-214 является задачей федерального значения. В Казани готовятся новые производственные площади, закупается современное оборудование. Для обеспечения объёмов строительства с 2027 года по 20 самолётов в год Ту-214 будут выпускать на поточной линии бесстапельной сборки. Сейчас один самолёт находится в цехе окончательной сборки, другие – на стадии агрегатной сборки и сборки панелей, обычно такие работы запускаются для 4-5 машин. Об этом в
Также он рассказал что первый Ту-214 для авиакомпании Red Wings проходит завершающие стадии восстановления лётной годности, и вскоре владелец самолёта «Ильюшин Финанс Ко» передаст его в парк перевозчика. Второй самолёт ОАК планирует сделать летающей лабораторией для испытаний обновлённых комплектующих. На Ту-214 есть устаревшее и импортное оборудование, которое требует замены и сертификации. По окончании программы испытаний обновлённых систем самолёт будет передан в коммерческую эксплуатацию.
По словам Вадима Королёва, помимо модернизации производства, в рамках программы по Ту-214 также ведётся работа по разработке новых модификаций самолёта.
Первоочередная задача, которую ранее высказывал гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский, необходимость модернизации кабины экипажа под двух пилотов. Испытания такого самолёта планируется начать в 2026 году. При этом будут сохранены и машины с двумя пилотами и бортинженером, которые требуются военным и спецслужбам.
«Аэрофлот» настаивает на сокращении экипажа Ту-214 до двух пилотов
В этой связи руководитель «Туполева» рассказал, что в 2010 году самолёт Ту-204СМ получил сертификат типа, но сегодня тот комплекс бортового оборудования устарел. Система управления общесамолётным оборудованием, позволившая реализовать на СМ двучленный принцип, получила развитие в МС-21, сегодня «Туполев» дорабатывает её под себя, пояснил В. Королёв.
В ходе X Национальной выставки инфраструктуры гражданской авиации NAIS, прошедшей в феврале 2023 года, гендиректор ОАК Юрий Слюсарь проинформировал, что корпорация выведет на рынок грузовую и укороченную версии самолёта Ту-214. Укороченный самолёт в бизнес-версии сможет преодолевать до 9 тыс. км, а в пассажирском варианте – 7-8 тыс. км. Это позволит обеспечить связанность территорий за счёт выполнения прямых беспосадочных полётов из европейской части страны в пункты назначения на Дальнем Востоке.
Эту информацию ОАК Вадим Королёв подтвердил в интервью, уточнив что укороченная версии Ту-214 будет создаваться по типу самолёта Ту-204-300. «Из этой модели может получиться эффективная машина для полётов на дальние расстояния, например, Москва – Владивосток», – уточнил он.
Грузовая версия самолёта может быть создана в инициативном порядке, сообщил руководитель ПАО «Туполев», потенциально такая модификация может быть востребована для перевозки грузов по внутренним и международным маршрутам, добавил Вадим Королёв.
В 2022 году после запрета, введённого Евросоюзом, США, Канадой и другими недружественными странами на пролёт в своём воздушном пространстве российским транспортным и пассажирским воздушным судам, объём грузоперевозок рухнул почти на 60 процентов. Для восстановления рынка правительство оказывает поддержку перевозчикам, и если пассажиропоток стабильно растёт и по итогам года может достичь планки 101 млн человек, то объём грузовых перевозок российских авиакомпаний может восстановиться только к 2030 году.
В первую очередь это связано с тем, что авиакомпании не могут нарастить объёмы перевозок из-за нехватки самолётов, и ОАК приходится рассчитывать на воздушные суда, находящиеся длительное время на хранении. Так, например, грузовой самолёт Ил-96-400Т с регистрацией RA-96103, восстановленный до лётной годности, в планах начала 2023 года должен был поступить в AirBridgeCargo для эксплуатации в дочерней «Волга-Днепр». Сейчас авиакомпания не может полноценно восстановить географию и количество полётов из-за дефицита бортов, один из Ан-124 перевозчика арестован в аэропорту Торонто, и в середине ноября «Волга-Днепр»
Как продвигается программа восстановления самолётов Ту-204/214, Ил-96-400Т и Ан-124
Но ABC – компания частная, а Sky Gates Airlines, которая в итоге получила Ил-96, принадлежит Red Wings, входящей в структуры Ростеха. Следовательно, в приоритете ОАК – оказывать поддержку госкомпаниям. Учитывая, что в Ульяновске Ил-76МД-90А выпускаются по контракту с Минобороны в количестве не более 6-7 машин в год, в обозримом будущем ожидать поступления этих самолётов в гражданские грузовые компании не приходится. Остаётся снимать самолёты с хранения и восстанавливать те, которые ещё можно восстановить.
Таким образом на российском рынке транспортных самолётов наблюдается недостаток воздушных судов для перевозки грузов, и появление грузового Ту-214 было бы хорошим подспорьем для перевозчиков. Проблема в том, что сроки создания такого самолёта не называются, в итоге Ту-214 в грузовой версии может и не появиться.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»