Летом 2022 года Минпромторг предложил выделить 15,4 млрд руб. на восстановление лётной годности трёх грузовых и восьми пассажирских самолётов для авиакомпаний Red Wings, «Волга-Днепр» и «Авиастар-Ту». Речь шла об одном Ан-124, двух Ил-96-400Т и восьми Ту-204/214.
На тот момент ни один из этих самолётов не имел сертификата лётной годности и не эксплуатировался, все они требовали проведения работ, связанных как с ремонтом основных агрегатов: двигателей, ВСУ, шасси, так и с закупкой новых комплектующих, ремонт которых был невозможен в силу ресурсных ограничений.
Спустя год экс-глава лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) Сергей Туркин в интервью «Коммерсанту»
Он уточнил, что всего планируется восстановить три самолёта Ту-204-300, причём один уже восстановлен в 2022 году, два самолёта Ту-204-100, три самолёта Ту-214, два самолёта Ил-96-400Т и один Ан-124-100. «Все эти одиннадцать воздушных судов принадлежат ИФК. Ещё один самолёт Ту-204, который также должен быть восстановлен, принадлежит ОАК. Когда этот проект был инициирован, то основная идея была в том, что с помощью этих самолётов нам удастся оживить предприятия промышленности. Очевидно, что предприятия-поставщики ПКИ [покупные комплектующие изделия – прим. "Авиация России"] для самолётов Ту-204/214 и Ил-96-400Т, а это практически одни и те же предприятия, нуждаются в постепенном наращивании своих производственных возможностей. И наш заказ помог бы им плавно нарастить свои силы и уже во всеоружии подойти к серийным поставкам для Ту-214, Ил-96 и импортозамещённых МС-21 и SSJ. Плюс восстановить самолёт – это однозначно быстрее, чем делать новый с нуля», – говорит Сергей Туркин.
По плану все работы должны быть выполнены в течение 2023-2024 годов. Если с поставками комплектующих задержек не будет, то самолёты вполне реально сдать в эти сроки, уточнил он.
Основными этапами восстановления лётной годности самолёта являются разработка и выполнение специальной программы разработчика, закупка или ремонт ПКИ, привлечение специализированной организации по ТОиР, сертифицированной по ФАП-285. В случае с перечисленными выше воздушными судами в восстановлении лётной годности участвовали предприятия авиаотрасли Воронежа, Ульяновска и Казани.
«Что касается закупки или ремонта ПКИ, то я решал этот вопрос самостоятельно путём проведения переговоров с руководителями предприятий—поставщиков ПКИ. К сожалению, я не видел на уровне ОАК какого-либо сводного графика всех ПКИ, кроме двигателей ПС-90А, в котором была бы предусмотрена приоритезация для поставщиков. Хотя мне кажется, что такой график помог бы не только предприятиям ОАК, производителям самолётов и ИФК, выпускающим конечную продукцию, но и самим поставщикам. Но я уверен, что в ближайшее время такой график может быть сформирован на уровне ОАК как минимум под нужды гражданского сектора и доведён до поставщиков», – рассказал экс-глава ИФК.
Часть восстанавливаемых самолётов Ту-204 планировалось передать в аренду в дочернюю для ИФК авиакомпанию Red Wings, часть самолётов планировалось продать. В 2021 году ИФК предлагала перевозчикам Ту-204/214 по цене от 1,5 млрд руб., тогда эта стоимость считалась завышенной. В 2022 году в авиакомпаниях называли ещё более высокую стоимость самолётов – около 2,5 млрд руб. Сергей Туркин пояснил, что цена выросла ввиду удорожания комплектующих. «Но в силу роста спроса на фоне отсутствия западных самолётов, думаю, что каждый самолёт найдёт своего покупателя. Кроме того, конечная цена будет зависеть от комплектации машины», – добавил он.
6 июля 2023 года генеральный директор Red Wings Евгений Солодилин в интервью ВГТРК на канале «Россия 24»
По словам Сергея Туркина, эти грузовые Ил-96 имеют небольшой налёт, находятся в удовлетворительном состоянии, и требуют проведения определённого объёма работ. «Основные сложности, насколько мне известно, связаны с закупкой отсутствующих ПКИ, но ничего критического здесь нет», – пояснил он.