6 марта 1964 года поднялся в воздух высотный истребитель-перехватчик 3-го поколения МиГ-25, созданием которого занималось ОКБ им. А.И. Микояна совместно с учёными ЦАГИ. Это первый в мире серийный самолёт, которому удалось достичь рубежа скорости в 3000 км/ч.
Разработка самолёта началась в 1961 году. Была поставлена задача — создать крылатую машину, способную достигать больших сверхзвуковых скоростей, соответствующих числам Маха ≈ 3.
Предварительные проработки в ЦАГИ показали целесообразность применения компоновки крыла со сверхзвуковой передней кромкой. Было рекомендовано крыло умеренного удлинения со стреловидностью по передней кромке примерно 42°, с профилем уменьшенной максимальной толщины и носком очень малого радиуса (с целью снижения волнового сопротивления при сверхзвуковых режимах полёта). Такая компоновка позволяла также получить приемлемые взлётно-посадочные характеристики, сообщается на сайте ЦАГИ.
В соответствии с режимами полёта для двигателей МиГ-25 учеными ЦАГИ были разработаны боковые прижатые к фюзеляжу сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники с горизонтальным клином сжатия потока. Всё это значительно улучшило характеристики проектируемого истребителя.
При создании этого самолёта впервые в отечественной авиации возникла проблема длительного нагрева поверхности в полёте. Температуры торможения при числах Маха ≈ 3 на лобовых кромках достигали 300—350°С. Для обеспечения необходимых характеристик прочности и ресурса специалисты ОКБ А.И. Микояна создали уникальную конструкцию планера из стали (80%), титана (8%) и других материалов (12%). В ЦАГИ были проведены соответствующие исследования прочности элементов конструкции в условиях нагрева под воздействием аэродинамических нагрузок.
На этом самолёте было установлено несколько десятков мировых авиационных рекордов скорости, высоты и скороподъёмности, в том числе абсолютные. Некоторые из них до сих пор не «побиты», например, выход на динамический потолок, намного превосходящий статический.
На основе МиГ-25 был создан существенно модифицированный вариант самолёта — МиГ-31. Самолёты-перехватчики этого типа в настоящее время не имеют аналогов в мире.
Фото Сергея Чайковского, AviationSpotters.net (http://aviationspotters.net/folders/user_255/user_255_22.jpg)