b737 utair внуково

Иностранные лизингодатели через суд требуют у страховых компаний выплат за самолёты в России

Фото © «Авиация России»

В Дублине проходит судебное разбирательство, предметом которого выступают финансовые претензии лизингодателей к страховым компаниям в связи с потерей авиационных активов, оставшихся на территории России после марта 2022 года. Крупнейшие лизинговые компании SMBC, Avolon, BOC Aviation, CDB Aviation, Nordic Aviation Capital и Hermes Aircraft стремятся получить компенсации за самолёты, которые оказались заблокированы после введения западных санкций против российской гражданской авиации.

«Арендодатели самолётов и несколько страховых компаний, в том числе Lloyd’s, AIG и Chubb спорят о том, кто должен возмещать убытки. Дело будет рассматриваться в течение нескольких месяцев, а судебные издержки для 180 адвокатов, участвующих в процессе, могут составить миллионы евро. Наряду с параллельным делом, рассматриваемым в Высоком суде Лондона, это одно из крупнейших и наиболее сложных коммерческих дел, когда-либо рассматривавшихся судом», – пишет корреспондент The Guardian в Ирландии Лиза О’Кэрролл.

Суть конфликта заключается в расторжении лизинговых договоров с российскими авиаперевозчиками в марте 2022 года, что, в свою очередь, привело к недоступности самолётов, стоимостью более миллиарда долларов США. После того как российская сторона отказалась возвращать самолёты из-за санкций, лизингодатели требуют выплат по страховым полисам. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), поставленное в безвыходную ситуацию из-за одностороннего разрыва контрактов, без ведома собственников перерегистрировало в российскую юрисдикцию около 400 воздушных судов, а спор лессоров и страхователей выявил противоречия в интерпретации условий страхования и ответственности сторон в условиях геополитической нестабильности.

Процесс «дебермудизации» иностранных самолётов медленно, но продвигается

Технический аспект разбирательства заключается в подробном изучении страховых соглашений и обстоятельств, приведших к потере контроля над самолётами. В ходе судебного процесса были проанализированы детали переписки, свидетельствующие о попытках лизинговых компаний вывести самолёты из России до введения запретительных мер. Например, в переписке компании BOC Aviation описываются действия по поиску мест для стоянки 14 самолётов на базе Lufthansa на Филиппинах, а также рассматривались варианты вывоза ВС через одну из дружественных России стран. В рамках судебных заседаний проводился тщательный анализ электронной корреспонденции, касающейся планов по вывозу самолётов, а также действий по обеспечению их сохранности.

В качестве свидетелей привлекаются технические специалисты, которые могут предоставить суду экспертную оценку по вопросам эксплуатации, технического состояния и оценки авиационной техники. Один из представителей компании BOC Aviation, предоставил данные о невозможности возврата самолётов в обозримом будущем, что стало основанием для предъявления страховых исков. Указанные свидетельства и анализ действий лизингодателей имеют целью доказать правомерность претензий к страховым компаниям.

Сложность дела также обусловлена значительным количеством заинтересованных сторон, а также многообразием юридических тонкостей, связанных с международным лизингом и страхованием. Компания Aercap, один из ведущих мировых лизингодателей, ведёт свой судебный процесс в Лондоне. Aercap уже достигла частичных соглашений со страховщиками на сумму 1,3 млрд долларов, но продолжает добиваться полного удовлетворения исковых требований. Уточнения по конкретным техническим деталям и условиям договоров являются критически важными для определения ответственности и размера компенсации.

В настоящее время судебные разбирательства в Дублине продолжаются, а сроки их завершения остаются неопределёнными. Рассмотрение дела в ирландском коммерческом суде может занять не менее 12 недель.

Ирландский лизингодатель списал $1,6 млрд из-за потери контроля над своими самолётами в России

Фактически многие иностранные самолёты, которые эксплуатируются российскими авиакомпаниями, имеют двойную регистрацию, что не даёт возможности использовать их за пределами РФ даже в дружественных странах. Для решения этой проблемы есть два пути: договариваться с лизингодателями и выкупать самолёты, очищая их тем самым от регистрации в иностранной юрисдикции, второй – получить разрешение на возврат таких воздушных судов иностранным лизинговым компаниям. Разрешение на возврат самолётов может дать только правительство РФ соответствующим распоряжением.

Эксперты авиаотрасли высказывали точку зрения, что нецелесообразно удерживать самолёты, которым запрещено летать в России, и правильнее вернуть их лизингодателю. Но если с авиавластями Бермудских островов ещё можно попытаться решить вопрос путём переговоров, что подтверждает дерегистрация как минимум пяти воздушных судов А320 «Аэрофлота», то с лизингодателями этого не получается

«Аэрофлот» урегулировал спор с иностранными лизингодателями ещё по семи воздушным судам

Авиакомпания «Сибирь» (маркетинговое наименование S7 Airlines) владела двумя самолётами B737 MAX 8, полученными в 2018 году. После двух авиакатастроф в Индонезии и Эфиопии осенью 2018 и весной 2019 годов, эксплуатация в России этого типа была запрещена. Повторную сертификацию B737 MAX 8 Росавиация не проводила, но, несмотря на это, иностранные перевозчики могут летать в Россию на этом типе самолётов, а воздушное пространство и аэропорты для них открыты.

Воздушные суда с регистрацией VQ-BGV и VQ-BGW, принадлежащие S7, длительное время находились на хранении в аэропорту Толмачёво, требуя серьёзных затрат на обслуживание и поддержание машин в лётной годности. Авиакомпания обратилась в Минтранс с просьбой разрешить их возврат иностранному лизингодателю. Летом 2022 года такое разрешение было получено.

Сейчас бывший самолёт S7 с регистрацией VQ-BGV летает в составе казахстанской авиакомпании SCAT. Самолёт получил новую регистрацию UP-B3742 и выполняет рейсы в основном по Казахстану и из Казахстана в зарубежные аэропорты, в том числе в Камбоджу, Тайланд, Вьетнам. Изредка борт летает в Екатеринбург.

Вернуть нельзя оставить, или что делать с иностранными самолётами

Второй самолёт VQ-BGW в 2023 году был возвращён американской Air Lease Corporation (ALC) и поступил в парк турецкой авиакомпании Southwind, где его зарегистрировали в юрисдикции Турецкой Республики под номером TC-GRM. Однако в декабре того же года самолёт был передан на Мальту в авиакомпанию SmartLynx Malta с регистрацией 9H-LYR. Сейчас это воздушное судно летает в основном в Турции, иногда в крупные города Германии.

Таким образом, возврат самолётов B737 MAX 8, которые в России не имеют никаких перспектив выполнять полёты в составе российских авиакомпаний и вызывают большое недоверие после катастроф, скандалов и убийств в корпорации Boeing, позволяет существенно снизить финансовую нагрузку на S7 Airlines. Представляется логичным осуществить аналогичный возврат нелетающих бортов А320neo на взаимоприемлемых условиях. Предварительные переговоры с владельцами воздушных судов проходят успешно.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...